"СЭ ЭКСТРИМ" публикует отчет о прохождении русскими альпинистами Западной стены горы К2 с 19 по 27 июля, а также описание быта альпинистов, которые уже несколько недель находятся на высоте более 6000 метров.
19.07.07
Группа Шабалина спустилась в базовый лагерь на отдых. Погода установилась. Группа Болотова поднялась в С4 (Camp 4, Лагерь 4), занесла груз и укрепила палатку. Группа Тотмянина поднялась в АВС (Advance Base Camp, Основной базовый лагерь).
20.07.07
Группа Болотова занесла груз и установила палатку лагеря С5 на 7 веревок выше лагеря С4. Коробков и Болотов провесили 2 веревки вверх. Снова очень сложное лазание. Группа Тотмянина с грузом поднялась из АВС сразу в С2.
21.07.07
Погода испортилась. Снег, сильный ветер. Двойка Болотов-Кириевский дошла до конца перил, но работать невозможно. Группа Тотмянина поднялась с грузом в С3. Прогноз на всю неделю плохой.
22.07.07
Группа Болотова спустилась в АВС, группа Тотмянина сделала заброску груза вверх к лагерю С4 и тоже спустилась в АВС. Большая пылевая лавина прошла по кулуару слева от бастиона Западной стены и ударной волной повредила палатки лагеря С1: порвала наружные тенты и согнула дуги. Снаряжение внутри палаток не пострадало.
23.07.07
Группы Болотова и Тотмянина спустились в ВС (Base camp, Базовый лагерь).
24.07.07
Группа Соколова поднялась из ВС в АВС.
25.07.07
Группа Соколова поднялась с грузом из АВС в С1 и восстановила лагерь.
26.07.07
Группа Соколова поднялась с грузом из лагеря С1 в С2.
27.07.07
Группа Шабалина вышла из ВС в АВС. Группа Соколова, если позволит погода, в выходные поднимется в лагерь С3.
Ильяс Тухватуллин:
"Пока есть время описать вам наш быт. Наступил период длительной неопределенности (ледниковый период, а точнее, период снегопадов), все группы собрались в базовом лагере. Кто-то читает, кто-то парится в бане, иные сидят за шахматами. В общем, все как в обычной экспедиции.
Но что бы мы ни делали, внутри у каждого тревога. Слишком мало времени осталось до начала зимы. Успеем ли? Стена практически пройдена, осталось несколько сложных веревок, потом снежные поля. И как нам хотелось бы верить, что дальше будет проще, хотя мы еще находимся ниже заветной отметки 8000 м! Эта озабоченность, не покидающая нас ни днем, ни ночью, не позволяет расслабиться, взять в руки клавиатуру и написать о жизни нашей экспедиции поподробнее, как этого просят наши болельщики. Многие вещи, кажущиеся нам обычными, могут быть интересными для читателей и наоборот, поэтому не судите нас строго. Завтра (28 июля) рано утром наша группа уходит наверх с целью провесить те самые несколько веревок выше 5-го лагеря. Задача, в общем-то, не сложная, но… Всегда есть то самое "но", которое и вносит фактор случайности, и без которого не обходится ни одно путешествие. В нашем случае - это непогода. Синоптики нас никак не обнадежили - погода ожидается не очень…
Остается только небольшой шанс "прыгнуть" в небольшое окно сносной погоды, где-то между понедельником и средой. Ну что ж - попытаемся. А пока есть время описать вам наш быт. В общем – то, все дни отдыха проходят одинаково. Начну с того, что сообщу вам: в среднем мы отдыхаем в базовом лагере 6 дней.
Первый день - это баня. В этот день удается не думать о Горе. Горячий пар и баночка пива делают свое дело. Ты понимаешь, что впереди у тебя целая вечность для отдыха. В эти дни наши повара стараются вовсю, желая накормить нас от пуза. И как бы мы не старались придерживаться диеты, в которой главное не переесть, это не удается практически никому. Зная это, наш мудрый доктор уже расставил по столу нужные таблетки, которые облегчают наши страдания.
Вечером того же дня ты обязательно звонишь своим близким, чтобы успокоить их. Хотя, конечно, понимаешь, что успокоить их непросто... Длительное занятие нами этим видом спорта научило их разбираться во всех тонкостях альпинизма и даже по той скупой информации, которая доходит до них, они без труда разбираются в ситуации на Горе. Но, тем не менее, услышать голос близкого человека всегда здорово. Это заряжает!
День второй. Это день стирки. В наших условиях это непросто. Вода здесь ледниковая, дистиллированная. Стиральные порошки хорошо пенятся, но практически не смываются. К тому же, нельзя долго держать руки в воде – кожа на руках становится сухой, и могут появиться трещины на пальцах. А это, как сами понимаете, мешает главному. Проблема сухости воздуха особенно остро стоит в высоких горах, то есть, у нас. И единого рецепта как избежать последствий – нет. А самым неприятным последствием этого явления является то, что твоя гортань очень быстро превращается в раскаленную сковородку и каждый глоток - пытка. А затем появляется кашель, который не дает покоя никому. Где бы ты ни был, звук кашля преследует тебя, как назойливая муха, и днем, и ночью.
Но вернемся к стирке. Хочешь или нет, стирать приходится, и на это уходит весь второй день. До обеда замачиваешь белье, после обеда полощешь. А вечером, после ужина, мы устраиваем в столовой маленький домашний кинотеатр - разворачиваем ноутбук, подключаем колонки и погружаемся в просмотр. Вам может показаться банальным, но, тем не менее, самым популярным нашим фильмом является "Белое солнце пустыни". Здорово заряжает добротой и душевным теплом. Ложимся спать мы довольно рано – в 21 час. Я думаю, что это связано с природным ритмом и солнцем. Просыпаемся мы также рано, в 6 часов утра, чуть позже солнца.
День третий. Уже утром начинаю ощущать, что время не стоит на месте. Память потихоньку стирает трудности предыдущего выхода. За завтраком я уже прислушиваюсь к сеансу радиосвязи, мысленно прикидывая, где меня застанет следующий выход. Чтобы отвлечься, берусь за первую попавшуюся под руки книгу и пытаюсь ее читать. Через час понимаю, что все бесполезно. Гора требует внимания. Выхожу из палатки.
К2 возвышается над местностью и надо мной, приковывая внимание. Но у нас есть одно занятие, которое всегда помогает забыться. Дело в том, что мы живем на леднике. И под действием солнца ледник тает и оседает, и наши палатки постепенно поднимаются и оказываются на постаменте, поскольку под палатками лед тает медленнее. Время от времени нужно переносить палатку на новое место, которое еще надо приготовить. Вот этим увлекательным сизифовым занятием мне удается на время вылечиться от гипнотического действия Горы. Мимо нашего лагеря время от времени проползают треккеры, напоминая, что где-то там, внизу, есть большая Земля с совсем другими интересами и проблемами. Они подходят к нам, пораженные размерами нашего лагеря, и искренне желают нам удачи. Это заряжает, и не хочется ничем огорчать этих незнакомых ребят.
Следующий день начинаю с того, что гляжу в сторону долины - нет ли там облаков? Вроде чисто. Это обнадеживает. Потом перевожу взгляд на наш российский флаг. Он гордо развивается над ледником, указывая направление ветра. Ветер дует в долину. Это хорошо. Будет хороший день. И так целый день: прислушиваюсь к запахам, смотрю, как струится дым. Мне интересно все, что так или иначе связано с погодой. Ведь скоро наш выход. Завтракаю с аппетитом и ловлю себя на мысли, что я уже достаточно отдохнул и могу идти наверх. Но это обманчивое впечатление. Нужно еще потерпеть. В этот день не пропускаю ни одной радиосвязи. Очень хочется, чтобы группе, которая наверху, удалось выполнить намеченное. Очень хочется.
Есть у нас в базовом лагере место, где творятся чудеса. Нет, это не кухня - это палатка, где трудятся наши видео- и фотомастера, регулярно посылая на большую Землю фотоотчеты о жизни экспедиции. Все ребята регулярно пропадают в этой палатке, просматривая материал и проверяя свою почту. Интересный прослеживается эффект - на фотографиях многие эпизоды кажутся интереснее, чем в реальности. Шутя, мы называем наших мастеров "богемой" и уважаем их за то, что они помогают нам увидеть необычное в обыденном.
Пятый день полностью посвящен подготовке к выходу. В этом деле нет мелочей. Если ты считаешь себя профессионалом, то многое делаешь машинально, не перегружая сознание. Оно занято другим - оно уже там, наверху, помогает тебе настроиться на следующий круг. Это очень важная часть подготовки. Пишу эти строки, а сам уже нахожусь где-то в 5-м лагере. Все, что было вчера – не в счет. Прошлое – не считается. Его просто нет.
Ну что ж, позвольте на этом прерваться. Извините, если что-то показалось вам не интересным или знакомым. Это был порыв в условиях ограниченного времени."