Вчера в Краснодаре состоялся открытый некоммерческий показ документального фильма "Мутная вода" (Trouble the Water). Организаторы показа ленты в Краснодаре - Центр развития социально-культурных проектов "Своя траектория", сеть кинотеатров "Монитор", а также Отдел печати и культуры Посольства США в РФ. Продюсер документального кино Тиа Лессин и специалист по архивным материалам Карл Дил давно знакомы, но это их первая совместная режиссерская работа. Совместно они продюссировали фильмы "Фаренгейт 9/11" (получил "Оскар") и "Капитализм: история любви", сериал Awful Truth (премия "Эмми"). После показа ленты режиссеры побеседовали со зрителями о впечатлениях, которые произвела лента.
- Какой резонанс вызвал фильм в США? Показывали ли его по национальным каналам?
Карл Дил: "Для нас было важно посмотреть фильм в кампании людей другой культуры. И мы рады вашей реакции на ленту. У нас нет национальных телеканалов, которые управляются правительством. Все каналы находятся в частных руках. Мы не подвергались никакой официальной цензуре. Да, нам пришлось нелегко в поисках канала, который показал бы наш фильм. Мы начали с кинотеатров. Нашу ленту показывали в 300 кинотеатрах по всей стране. Телеканалы были не очень-то заинтересованы в фильме. Один из типичных комментариев был таков: "фильм слишком черный". Владельцы телеканалов хотели, чтобы мы сняли фильм с белыми вместо черных. Что было бы абсурдом. Когда фильм получил признание и несколько наград (в том числе "Оскар"), тогда его показали по каналу HBO. Кстати, для США этот фильм необычен: у нас ленты о бедном чернокожем населении редко доходят до кинотеатров.
Тиа Лессин: "Мы хотели бы выйти на какой-нибудь российский телеканал, чтобы показать наш фильм".
- Многие организации, (в том числе Красный крест) и частные компании были готовы оказать помощь жителям Нового Орлеана сразу после бедствия, но они не были допущены в зону стихийных бедствий официальными представителями. Как вы считаете, это является доказательством того, что государство с развитым социальным обеспечением доказало свою недееспособность?
Тиа Лессин: "Первое, что мы увидели после катастрофы, что многие граждане хотели помочь: они ехали на место катастрофы или давали деньги во всевозможные благотворительные организации, или лично принимали беженцев. Но американское правительство полностью провалилось в своих усилиях помочь: ему ничего не удалось сделать для своих граждан. Это вообще общая характеристика администрации Буша. Я думаю, что это вообще характерно для последних 25 лет правления республиканцев в США".
-Что стало с главными героями фильма?
Карл Дил: "Название фильма буквально переводится как "потревожь воду". Это строка из песни, которая очень важна для истории рабства на Юге США. Она говорит об освобождении и самоосвобождении героев. Песня "Придя по воде" появляется в фильме три раза. Это песня-искупление. Кимберли и Скот поняли во время шторма, что они должны делать что-то по-другому, и мы видели этот момент преобразования. Сейчас они вернулись в Новый Орлеан, записывают музыку. Основали неправительственную организацию для реабилитации наркоманов. Кимберли и Скотт занялись этим очень серьезно".
Тиа Лессин: "Что примечательного в путешествии Ким, это то, что люди бывшие социально изолированными маргиналами, стали оболе активными гражданами. Мы видим перетекание от индивидуума к коллективному. Фильм раскрывает, что значит быть сильным человеком, пройти через трагедии с юмором, самоуважением. Даже когда правительства и СМИ оставляют вас, все равно вы продолжаете жить".
- Фильм очень негативный с точки зрения показа: фактически говорится что помощи нет. Но в конечном счете героиня получила денежную компенсацию, ее брата выпустили из тюрьмы, у них появилась возможность начать новую жизнь... Для чего надо было делать фильм так жестко и негативно относительно вашего правительства, которое не смотря на свои недостатки, оказало помощь впоследствии?
Тиа Лессин: "Оставить 8 тыс. заключенных в тюрьме, когда разлившаяся вода находится на отметке выше человеческого роста, это соответствует вашему понятию о хорошем правительстве? Вы думаете, правительство, которое не предоставили транспорт для эвакуации 100 тыс. жителей без собственных авто, хорошее? 2 тыс. человек умерло, в основном, на своих чердаках. Они находились в ловушке, потому что не могли пробить крышу и выбраться наружу. Разве это хорошее правительство? И в то же самое время мы тратили $350 млн. в день на оккупацию Ирака...".
Карл Дил: "Мы можем дискутировать о том, что делает правительство, но у меня есть своя точка зрения на фильм. Мы верим, что наш фильм несет очень позитивное изображение людей. Мы рассказываем о людях, которые негативно изображаются каждый день своей жизни. Это люди, которым не предоставляется адекватное образование. Они не могут представить, куда выльется их жизнь. Эти люди были заперты в течение пяти дней во время урагана. Обстоятельства заставили этих людей быть сильнее. Мы показали, что человек может стать лучше, чем был".
Тиа Лессин: "У нас появился целый класс маргиналов, которые вынуждены жить в тех условиях, которые мы показали. Это происходит в стране, где 95% национальных богатств принадлежит 1% населения. У нас очень высокие требования к правительству, мы верим в свою демократию и считаем, что власти должны отвечать за свои действия".
- У вас были операторы?
Карл Дил: "У нас было два оператора. Мы снимали документальную часть фильма с камерой в руках. Тем самым мы хотели сохранить канву "самодельного" фильма. Мы приносим свои извинения за то, что качество ленты неважное – это проблема возникла из-за нашего канадского дистрибьютора, который предоставил некачественный диск DVD. Поэтому ленту было трудно воспринимать с визуальной точки зрения".
- Как вы познакомились с героями? Они получили какое-то вознаграждение за предоставленные материалы?
Тиа Лессин: "Мы вылети из Нью-Йорка в зону урагана через неделю. Мы хотели понять, что там происходи на самом деле, как это можно интерпретировать то, что показывают СМИ. Мы документалисты, и решили использовать свои способности. Первоначально мы хотели снять историю о Национальном гвардейце из Луизианы, который ушел воевать в Багдад и затем вернулся на место катастрофы. Вот почему мы оказались в Луизиане рядом с Кимберли и членами ее семьи. Мы их и встретили на одном из военных объектов. Военные отказали нам в доступе к интервьюированию солдат (им не понравились вопросы), В течение двух лет мы следили за судьбой шести человек, которые были вовлечены в катастрофу. Но судьба Кимберли показалась нам наиболее интересной".
Карл Дил: "Что касается денег, мы рецензировали весь футаж (необработанный, нередактированный видеоматериал), который предоставила Кимберли. И заплатили ей коммерческий гонорар. Когда мы поняли, какую главную роль играют герои в фильме, мы составили контракт таким образом, что герои получают часть прибыли в случае коммерческого успеха фильма".