Огонь вызывает в человеке два противоположных чувства – притягивает и отталкивает его. Есть такие смельчаки, которые отваживаются танцевать, выводя огнем узоры и переплетая под музыку языки пламени. На это завораживающее зрелище человек может смотреть бесконечно. А называется это действо файр-шоу. О том, что же такое файр-шоу, когда оно зародилось в Краснодаре и некоторые секреты "огненной кухни" интернет-порталу "Отдых.на Кубани.ру" приоткрыли менеджер театра огня "Слезы солнца" Кирилл Ушкалов, а также тренер-инструктор, действующий член группы Евгений Артишевский.
-Cчего все началось?
Евгений Артишевский: "Все началось зимой 2004 года. Мы тогда все еще учились в школах. До файр-шоу я около двух лет занимался с боевым шестом. А когда один друг по совместительству одноклассник рассказал, что есть вариант направить свое умение в искусство – самовыражение, решил попробовать. Когда я пришел в группу APL (первая, занимающаяся файр-шоу в Краснодаре), в ней уже было три или четыре человека. Они даже успели выступить в паре мест. Но широкую известность и имя группа не имела. Одному из участников удалось "пробить" помещение в Кубанском государственном университете. Там мы и тренировались. Примерно с мая 2005 года мы уже имели слаженную команду (около 10 человек), реквизит, костюмы, базовый капитал. В конце июня 2005 года в первый раз выехали на гастроли – в Геленджик. Несмотря на конкуренцию (там в это время работала московская команда "Экстример"), хорошо себя показали. Поднимались с нуля и закрепились в нише файр-шоу на курорте. И даже покрыли взятый в банке кредит на развитие. После успеха в Геленджике я ушел из команды – решил набрать свою. Почему это произошло? Не сошлись в интересах и денежных отношениях. Я поехал обратно в Краснодар и набрал новую команду – "Дети ночи". В этой группе пробыл всего полгода – меня забрали в армию. Недавно вернулся, и меня пригласили быть тренером и участвовать в команде театр огня "Слезы солнца". Ее организовали мои знакомые Владимир Мучлер и Кирилл Ушкалов. Вова сейчас в армии, а я и Кирилл продвигаем этот проект.
- В Краснодаре много людей, которые "крутят огонь"?
Евгений Артишевский: "Профессионально делающих на этом деньги – нет. Я знаю только нашу и еще пару команд. Одна из них – "Адреналин" (ранее – APL). Руководитель – Андрей Николаенко. С ним я и начинал работать. Есть еще одна команда. К сожалению, не помню названия. Ребята танцуют брейк и используют огонь при выступлении. Но они не вращают при этом реквизит, а танцуют и выдувают пламя. Также с огнем работает группа "Кая". Эти ребята были одними из самых первых, которые начали "крутить огонь". Также я знаю парочку человек, которые занимаются для себя.
- Что для вас значат занятия файр-шоу?
Кирилл Ушкалов: "Пока выступления для нас – это хобби. Мы развиваемся. В планах – заняться этой работой более серьезно. Оформить документы, гастрольное удостоверение, гастролировать. В команде девять человек основного состава (три девушки и шесть парней). Общее количество человек в группе постоянно меняется: кто-то приходит, кто-то уходит. Пока остался состав, который хочет посвятить файр-шоу часть своей жизни. В основном, мы выступаем на свадьбах. Работали на открытии Baoli club и офиса сотового оператора Теле2 в Краснодаре, в клубах города – "Сальвадор Дали" и "Страйк", а также аквапарках "Аквалэнд" и "Экватор". Кроме того, мы выступаем в клубах на всем Черноморском побережье.
Евгений Артишевский: "Я занимаюсь потому, что мне это нравится. Конечно, подработка играет свою роль. Но файр-шоу надо "гореть", иначе ничего не получится. Многое зависит от музыки и настроенности человека на музыкальную волну, а также на выступление. Чем больше "фаерщик", который работает на публику, отдает себя, тем более качественно пройдет шоу, и тем больше зритель будет перенимать настроение самого выступающего. Частенько мы "поджигали" толпу – нас приглашали выступать в клубы, чтобы ввести народ в кураж, поднять им настроение, помочь открыть в себе что-то пылающее. Кстати, девиз команды "Дети ночи" был таков: "Мы зажжем огонь в ваших сердцах". Обычно так и получалось. Но если зритель молчит или отворачивается, то это действует негативно на выступающего. Поэтому было даже такое, что мы запускали в толпу "шпионов": которые подбадривали выкриками выступающих и одновременно подстегивали толпу к выплеску эмоций".
- Сколько надо денег, чтобы этим заниматься? Каковы основные статьи расходов.
Кирилл Ушкалов: "А это уже зависит от работодателя (смеется). Когда мы начинали, у меня было всего 500 рублей. Хорошо, что у моего напарника Вовы был старый реквизит. Пробились. Со временем начали покупать реквизит каждому".
Евгений Артишевский: "Когда работали соло, у нас вообще не было денег. У моего отца был небольшой цех по работе с металлом. Мы приходили и делали там реквизит сами. Чтобы купить бензин для тренировок с огнем и оплачивать счета за электричество, подрабатывали. Кстати, бензин используется только на тренировках. При выступлении – специальное горючее, у которого меньше выхлоп и который меньше коптит. "Для себя" работаем на бензине. Это экономней. Но бензин горит ярче и сильнее. Если начинал с бензина, потом будет тренироваться и работать гораздо легче психологически. Для "плевков" огнем используем смесь керосина или парафина. Естественно, соблюдаем технику безопасности. Иначе нельзя. Под рукой всегда огнетушители и полотно. После одного несчастного случая стали мазать лицо маслом при выдувании огня.
Кирилл Ушкалов: "Бензина на тренировках сжигается 5-6 литров (это не полная тренировка) до 8-10 литров (полноценная). Кроме того, в списке трат – асбест и кевлар – негорючие материалы Ими обматывается реквизит. Костюмы для выступлений заказываем своим знакомым. Какие именно будут костюмы для выступления, решает вся команда. Они должны быть удобны, при этом хорошо смотреться и не гореть".
- С каким реквизитом вы работаете?
Евгений Артишевский: "Это пои. С них начинают тренироваться все. Пои представляет собой цепь, на конце которой огненный шар. Учебные пои вместо фитиля имеют мяч для тенниса. "Косички" что-то вроде пои, только горит вся цепь. Девочки работают с веерами – пятипалые конструкции с горящими концами. Я - с шестом (стафф) - металлической трубкой длиной 180 см, горящей по концам. Есть такой реквизит, как "дабл стикс" (две палочки). Это что-то вроде двух мини-шестов, размер которых не превышает 80 см. Каждая из палочек горит с двух сторон. На выступлениях мы используем и специальный фейерверк, который не оставляет ожогов. Также бывает работают с одной длинной цепью, горящей с двух сторон; шестом с поями на концах; и "девил стик" (палка, горящая с двух концов, или горящая полностью). Последний предмет крутится и подбрасывается двумя палками, поменьше, которые выступающий держит в руках. Есть много аналогов. Например, свет, флуорецентные ткани (флюр), Это точно такие же реквизиты. Только на основе светодиодов".
Кирилл Ушкалов: "Они используются в помещениях, в которых опасно работать с огнем. Например, с плохой вентиляцией. Насколько мы знаем сейчас многие владельцы запрещают работать в помещениях с живым огнем. Поэтому мы даже начали использовать в своей работе такой реквизит".
- Расскажите о том, как вы тренируетесь
Евгений Артишевский: "Как минимум, надо тренироваться не меньше трех раз в неделю. Длительность занятий - хоть с утра до вечера. Чтобы далеко не ездить, я тренируюсь на школьном стадионе. Помимо самой тренировки занимаюсь также на снарядах. Для тренировок – подходит обычная одежда. Экипировка: майка, ветровка, кроссовки и джинсы. Джинсы подходят лучше всего, потому что не прогорают. И, естественно, реквизит. У каждого он свой, изготовленный собственноручно. В нашей среде существует такое поверье: если твой реквизит, с которым постоянно работаешь, берет чужой человек, то выступление может быть неудачным и травматичным".
- С чего надо начинать новичкам?
Евгений Артишевский: "Для начала я бы порекомендовал заняться просто гимнастикой – большинство исполняемых элементов требуют подвижных суставов и тела. Можно пойти и через тернии к звездам – ломать свое тело, рвать мышцы. И в итоге через кровь и пот пробиваться к мастерству. Все на самом деле зависит от человека выступать уже можно начать и за 1,5 недели. С теми, которые раньше, занимались каким-нибудь спортом, боевыми искусствами и прочим, легче. А если человек начинает заниматься с нуля, процесс подготовки к первому выступлению может занять от трех недель до двух месяцев. Новичкам советую быть аккуратнее, прикрывать все уязвимые места какими-нибудь щитками. Нужно быть терпеливым и не прыгать выше головы. Все приходит с опытом – каждое движение становится отточенным. У нас есть такой термин: надо "прогореть", "прожечь" свое первое выступление. Работать с огнем в первый раз страшно: вокруг тебя огненные шары и всполохи, горячий воздух, огонь ревет. Этот психологический барьер надо преодолеть. И поэтому в первый раз "огонь крутят" перед ребятами из своей команды, а не перед публикой".
- Сколько обычно длятся по времени ваши выступления?
Кирилл Ушкалов: "На открытии ночного клуба Baoli Club 14 февраля 2009 года мы работали рекордное для себя время – два часа без перерыва. До этого самое продолжительное шоу длилось 35 минут. А так выступления стабильно длятся 10 плюс/минус пару минут. Все зависит от погодных условий".
- Есть ли погода, при которой нельзя выступать?
Евгений Артишевский: "Буря, гром, молнии. Это чревато (смеется). В принципе выступать можно при любой погоде. Очень красиво смотрятся выступления при небольшом дожде, когда каждая капля отражает языки пламени. Это завораживает зрителей".
- Были ли у вас во время выступлений нестандартные или экстремальные ситуации?
Евгений Артишевский: "Иногда не обходится без травм и "горений"...Давно был случай, когда у меня совершенно случайно во время выступления загорелась голова. Я почувствовал и вовремя потушил. А на следующий день, когда снова пришел выступать в это же место, один из ди-джеев, работающих там, спросил: "А то, что у тебя вчера горела голова, было задумано?". Вышло как будто бы по сценарию. Красиво. Но я все-таки подстригся, во избежание (смеется). Однажды во время выдувания огня у меня загорелось лицо. Оказалось, что керосин был с примесью бензина. Видимо, была какая-то проблема на производстве. Бензин имеет более высокую обратную тягу. Потушили быстро. Отделался легкими ожогами"...
Кирилл Ушкалов: "Как-то была такая ситуация. До выступления полчаса. И вдруг неожиданно заходит администратор и говорит. "У вас две минуты до выхода на сцену". И за эти две-три минуты мы успели сбегать в машину за реквизитом, переодеться в костюмы, выбежать на сцену, быстро сориентироваться и начать работать".
Евгений Артишевский: "Хочу обратить внимание, что нужно всегда проверять реквизит. Были моменты, когда уверен в том, что номер отработан и никаких срывов быть не может. Вроде проверяли все, но... 5 минут до выступления, а один из реквизитов вдруг оказывается не в порядке. Например, размотан. И начинаешь все это за пять минут исправлять, чтобы можно было нормально выступить".