В Краснодарском крае начал работу очередной громкий проект - 5 сентября под Таманью в районе Лысой горы открылся казачий комплекс "Атамань". Как сообщается, мероприятие посетили более 40 тыс. человек. Однако, против строительства деревни выступили некоторые специалисты.
В краевом департаменте культуры напомнили, что в создании этнокультурного казачьего комплекса "Атамань" приняли участие все муниципальные образования Кубани. За каждым из них был закреплен определенный объект: один район возводил казачью школу, другой – дом атамана, третий строил хату гончара или рыбака и т.д.
И краевые, и федеральные СМИ проявили трогательное единодушие – похвалы "этнической деревне" так и лились рекой. Но в самом ли деле все так прекрасно с "Атаманью"?
Начнем с того, что реальная станица Атамань существует – в Крыму. Да и звучит странно – то ли "Тамань" по-абхазски, то ли "отсутствие Тамани" – по-латыни. Ну да ладно, это все же мелочи.
Вообще же существует одна группа людей, изначально выступавших против реализации проекта в его нынешнем виде. Люди эти – археологи.
Атамань стоит не на пустом месте. Под ней находятся два древних некрополя – тьмутараканский и античный. Кладбища эти еще практически не исследованы. И теперь, видимо, исследованы не будут – ведь планируется, что Атамань - проект, рассчитанный на годы, если не на десятилетия.
Археологи добились только одного компромисса – все здания комплекса установлены на сваях, без фундамента. Хотя вопросы возникают и здесь – например, есть сомнения, что, допустим, установленные столбы не повредили культурного слоя. Хотя, что уже о нем говорить – ожидаемое властями туристическое паломничество наверняка создаст новый.
А ведь ученые предлагали перенести место строительства, расположив этнодеревню на въезде в Тамань - там бы она не помешала перспективным раскопкам. Но такой вариант почему-то остался без рассмотрения.
Основной упор создатели "Атамани" делают на аутентичность происходящего. "Побывав в "Атамани", можно узнать, как жили казаки более 200 лет назад. По дорогам здесь ездят брички, в трактирах подают блюда, приготовленные по старинным рецептам, а на улицах дают мастер-классы гончары и кузнецы", – говорят организаторы. "Это не музейный экспонат, где ничего нельзя трогать руками, а настоящая казачья станица, побывав в которой можно полностью окунуться в быт первых казаков-переселенцев на Тамани, а также узнать об истории родной земли", – заявила вице-губернатор Кубани Галина Золина.
На деле же все сильно отдает потемкинскими деревнями и лубком. Современные материалы, из которых возведены "казачьи" хаты, деревья в кадках, цыгане, не всегда уместная утварь и предметы интерьера (так, из одного школьного музея Краснодара "попользоваться" был взят книжный шкаф 50-х годов). Но самое интересное – избушка Бабы-Яги. Как связаны православные казаки и языческий символ смерти, не очень ясно. Хотя псевдоисторические теории про родство сказочной бабки, амазонок (дескать, живших здесь в незапамятные времена) и всего чего угодно некоторыми чиновниками уже выдвигаются.
Россияне всегда обижаются, когда на Западе их Родину представляют дикой страной, по которой гуляют медведи с балалайками. Но сами мы почему-то пытаемся привлечь всеобщее внимание именно этим. Псевдоказаки, псевдохаты, псевдожизнь – все упрощено и выхолощено. Ряженые ходят между щитовых домиков – такое впечатление остается от Атамани. Между тем в прошлом году на Кубани можно было бы отметить действительно грандиозную дату – 2600-летие основания Гермонассы – греческого поселения, на месте которого и стоит теперь Тамань. В честь праздника школьники, участвовавшие в раскопках, показали представление. Ни громких речей, ни комиксоподобных исторических персонажей отмечено не было.