Морской порт «Новороссийский морской торговый порт»

Новороссийск, ул. Портовая, 14 Показать на карте

Описание морского порта «Новороссийский морской торговый порт»

Новороссийский морской торговый порт– один из крупнейших портов Черного моря. Он был основан в 1848 году.

Порт расположен на его северо-восточном побережье в незамерзающей и удобной для судоходства Новороссийской, или Цемесской бухте. Навигация в порту длится круглый год. Бухта доступна для судов с осадкой до 19 м. А внутренняя акватория порта имеет площадь 510 тыс. кв. м и глубину до 12,5 м.

Порт оказывает полный спектр стивидорных услуг. Грузовая специализация: нефть, нефтепродукты, зерно, рудные грузы, удобрения, цемент, уголь, металлы контейнеры. Площадь терминала составляет 95,6 га. Количество причалов общей протяженностью 9,4 км – 44.

Здесь действуют более 80 различных компаний и организаций, которые оказывают стивидорные, агентирующие, бункеровочные, сюрвейерские и другие виды услуг.

Среди них работают следующие операторы морских терминалов: ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р"; ОАО "Новороссийское Узловое Транспортно-Экспедиционное Предприятие"; ОАО "Новороссийский судоремонтный завод"; ФГУП "Новороссийское управление аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ"; ОАО "Новорослесэкспорт"; ОАО "Новороссийский морской торговый порт"; ОАО Комбинат "Стройкомплект"; ООО "База технического обслуживания флота"; Новороссийский филиал ФГУП "Росморпорт".

Крупнейший стивидорный оператор Новороссийского порта – ОАО "НМТП". Эта компания считается ключевым каналом поставок российских импортных и экспортных грузов. Компания располагает Грузовым районом, в состав которого входят Западный, Центральный и Восточный пирсы, нефтяной терминал, база технического обслуживания и пассажирский терминал в Новороссийске.

Кроме того, в Военной гавани порта находится Новороссийская военно-морская база.

История

Новороссийск был основан как город-порт 12 сентября 1838 года. Император подписал указ о создании в Новороссийске порта "для приема приходящих из-за границы судов Российских и иностранных" в июне 1845 года. Уже через год он принял в сезон навигации

102 российских судна и 17 иностранных. В этот период через порт экспортировали рожь, пшеницу, мед, рыбу, табак, сахар. К 1887 году общий грузооборот порта составлял 7,5 тыс. пудов. При этом он не имел никаких сооружений, кроме деревянной пристани.

К концу века Новороссийский порт, построенный и оборудованный Акционерным обществом Владикавказской железной дороги, стал крупным торговым центром Северного Кавказа.

В 1888 году АО Владикавказской железной дороги взяло на себя строительство порта, намереваясь завершить его к открытию железной дороги Новороссийск-Тихорецкая. Тогда же к порту была подведена ветка железной дороги и построены пять деревянных пристаней, на которых одновременно могли грузиться четыре парохода.

Через Новороссийский порт в основном экспортировали зерно, которое привозили с Кубани, Дона, Ставрополя и Поволжья. Порт стал центром хлебной торговли России, но уже не мог справиться с возросшим грузовым потоком. Поэтому дополнительно были построены каменные, деревянные и металлические амбары. В 1894 году был сооружен элеватор емкостью 45 тыс. т, который не имел аналогов в России и Европе. Погрузочно-разгрузочные работы были частично механизированы.

В этом же году получила развитие и перевалка нефти в порту. К востоку от пристаней Владикавказской железной дороги находилась пристань нефтепромышленного общества "Русский стандарт". Она была оборудована чугунным нефтепроводом. С развитием нефтяной промышленности в районе города Грозный экспорт нефти возрастает. Для хранения нефтяных грузов сооружаются 23 усовершенствованных резервуара и 3 нефтепровода для налива нефти на пароходы.

Седьмая пристань, длиной 234 м и шириной 17 м, принадлежала Русскому обществу пароходства и торговли и обслуживала его пассажирские и грузовые пароходы.

На восточной стороне порта была построена набережная, с которой производилась отправка цемента.

Каботажный мол, сооруженный на западной стороне порта, имел длину 246 м и служил для причала небольших пассажирских пароходов, совершавших рейсы в ближайшие порты, а также обслуживал парусные суда.

В 1920 году после ухода из города последних частей армии Деникина началась национализация порта. В ведение созданного Управления порта были переданы все гидротехнические сооружения, принадлежавшие прежде Владикавказской железной дороге и другим акционерным обществам и частным владельцам. В ведении Управления порта находились морские агентства в Анапе, Геленджике, Джубге, Архипо-Осиповке, механические мастерские, док, эллинг, судостроительная верфь и все морские сооружения и службы.

Осенью 1921 года и весь 1922 год через порт шли продовольственные грузы для голодающих Поволжья. К концу двадцатых годов грузооборот порта возрос, в год к его причалам швартовалось более 400 судов.

К 1940 году порт включал четыре погрузочно-разгрузочных района, импортного и цементного пирсов, каботажного участка, Восточной набережной. Портовая территория занимала 106,5 га. Количество причалов составляло 41. Новороссийский порт превратился в мощный транспортный узел по перевалке грузов каботажа. Он обработал 416 судов и более 27,5 тыс. железнодорожных вагонов. Грузооборот достиг 1 554 тыс. т.

В годы Великой Отечественной войны в районе порта шли бои, принесшие сильные разрушения. В сентябре 1943 года город был освобожден от немецких захватчиков. К этому времени из 40 причалов порта сохранился лишь один, но и он был сильно поврежден. Были уничтожены все склады, краны, перегрузочное оборудование. В ноября этого же года порт начали восстанавливать. Официальной датой начала работы морского порта после разрушений, нанесенных во время войны, считается 1 октября 1944 года.

К 1963 году было завершено строительство первого широкого пирса. В этом же году порт обработал 162 судна.

В апреле 1964 года был открыт Нефтерайон Новороссийского морского порта, а еще через год – запущен в эксплуатацию второй широкий причал. В декабре 1978 года завершено строительство глубоководного причала оригинальной конструкции в нефтегавани "Шесхарис" для приемки судов де

Новости

Новороссийск и Турцию свяжет новая паромная линия

Новороссийск и Турцию свяжет новая паромная линия

С февраля 2015 года Новороссийск и Турцию соединит новая паромная линия. Ее запустит компания "Транскамион".

Контакты

  • Адрес:

    Новороссийск, ул. Портовая, 14
  • Адрес в Интернете:

    https://otdih.nakubani.ru/novoros-mor-torg-port/
  • Почтовый адрес:

    353901, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Мира, 2

© 2006–2024 Отдых.на Кубани.ру — отдых и туризм в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Компании ООО "На Кубани.ру" принадлежит доменное имя nakubani.ru на основании "Свидетельства о регистрации доменного имени", свидетельство о регистрации СМИ –Эл № ФС77-79732 от 07.12.2020 г. (12+), зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР), а так же товарный знак "НАКУБАНИ ОТДЫХ КУБАНИ ОТДЫХ.НА КУБАНИ.РУ" на основании "Свидетельства на Товарный Знак № 547792". Это подтверждает юридическую защиту прав, согласно статьям 1252 ГК РФ, 1484 ГК РФ и 1229 ГК РФ.