ВторойМеждународный фестиваль GG Jazzв Краснодаре в 2013 году: шесть дней, две концертные площадки, участники из семи стран и неисчислимое множество положительных эмоций у зрителей.
Пресс-конференция фестиваля состоялась в Музыкальном театре 4 ноября. Организаторы фестиваля отметили: все представленные проекты – авторские, и этим GG Jazz в Краснодаре отличается от других фестивалей в России. В доказательство к сказанному была озвучена полная программа фестиваля, поистине поражающая жанровым и этнографическим разнообразием. После чего на вопросы журналистов ответил известный американский джазовый музыкант, композитор и продюсер Маркус Миллер, которому выпала честь открыть фестиваль GG Jazz, обещающий стать если не легендарным, то уж точно незабываемым!
Хедлайнер фестиваля рассказал о своем новом альбоме, который привез в Краснодар, и поделился историей создания этого проекта:
– Несколько лет назад, я проводил семинары для будущих музыкантов в одном из университетов Америки. Все студенты показались мне очень способными, но один саксофонист Алекс Хан (Alex Han) был исключительно талантлив! Ему едва исполнилось 20 лет, он был очень молод. Я сразу захотел, чтобы этот выдающийся человек выступал в моем бэнде и пригласил его в свою команду. Но ему оставался еще год учебы. И я ждал год, пока он закончит университет. А затем я уже не оставил ему выбора, "захватил" его для своего проекта. Кроме того, я попросил Алекса порекомендовать музыкантов его возраста, которых он знал, чтобы "сколотить" новый джаз-бэнд. С тех пор я играю с молодыми музыкантами, работать с ними – одно удовольствие.
Renaissance – это первый альбом, который играет мой молодой состав, специально для них я и написал эту музыку. Поэтому я рад представить публике в Краснодаре и этот альбом, и этот состав группы. Мы играем музыку из Renaissance чуть больше года, и я могу сказать, что она уже вышла за пределы альбома, она развивается и преображается на сцене.
Для меня лично "ренессанс" значит возвращение. В этом альбоме мы вернулись к простоте и ясности звучания. Мы записали альбом за 5 дней! До этого над альбомами я работал около трех месяцев, постоянно дополняя, перезаписывая, изменяя какие-то моменты. Мы с моей командой как ученые в лаборатории корпели над новым медиа-продуктом, сейчас у меня другой подход. Все изменилось, когда я стал давать больше живых концертов. Раньше я жил в студии, проводил там все свое время. Пять-шесть лет назад, начав много гастролировать, я стал по-другому смотреть на процесс записи альбома и стремиться к простоте, мне хотелось делиться с залом, "рассказывать" те ситуации, о которых пишу музыку, прямо со сцены.
Название моего альбома Renaissance с французского переводится как "возрождение", и для меня играть с новыми музыкантами, с молодым составом моего бэнда – это и есть мое новое рождение в музыке.
В молодости, лет, может быть, в 25 лет, я в одном журнале увидел статью о себе, и автор называл меня Renaissance-man, и знаете, тогда я не знал, что значит это слово и даже посмотрел определение в словаре. Теперь я не только знаю, понимаю его значение.
Часто можно услышать, что джаз – это свобода, и для музыканта – это свобода самовыражения. Джазмен Маркус Миллер, признанный на родине музыкант и обладатель двух премий Грэмми, поведал, кто на самом деле подарил ему свободу творить, не оглядываясь на чужое мнение:
– После того как Майлз Дэвис говорит вам: мне нравится то, что ты делаешь, вся остальная критика не имеет абсолютно никакого значения. Его мнение о моем творчестве освободило меня от необходимости волноваться о мнении окружающих. Теперь я не думаю, понравится кому-то моя новая композиция или нет, я просто работаю. Если я что-то чувствую в музыке, значит это и есть правда. Этому я научился у Майла Дэвиса, и, наверное, эта философия подходит не только к музыке, но и к жизни.
Музыка в жизни Маркуса Миллера была неотъемлемой частью жизни с самого детства, он, как сам признается, вначале пытался подражать отцу, который играл на фортепиано. Потом в музыкальной школе учился играть на кларнете и блок-флейте, позже осваивал орган, саксофон и бас-гитару. Теперь у него есть не только большой опыт игры в оркестре, но и любимый музыкальный инструмент – это бас-гитара.
– Бас-гитара – это мой инструмент! Играя на бас-гитаре, я могу выразить то, что я действительно чувствую.
В детстве у меня был прекрасный учитель музыки. Когда мне исполнилось 15 лет, он дал мне ключ от оркестрового класса, где стояли все музыкальные инструменты, и позволил мне самому выбрать, на каком из них я хочу играть. Я был поражен, когда увидел все эти инструменты в одной комнате. Я зашел в оркестровый класс, сел на место кларнетиста и почувствовал, что так я нахожусь ближе всего к дирижеру, отошел назад, где играет ударник и понял, что играть здесь – это совершенно другое ощущение. В зависимости от того, где ты находишься в оркестре, ты абсолютно по-разному играешь. И я играл и на кларнете, и на саксофоне, и на органе, но бас-гитара – это тот инструмент, игру на котором я могу сравнить разве что с волшебством!
На первом концерте GG Jazz в этом году зрители смогли убедиться, что любимый инструмент Маркуса Миллера действительно обретает магическую силу, когда музыкант начинает перебирать струны. Сказать, что он виртуозно играл на бас-гитаре – мало сказать, хотя он выступил и с саксофоном, что тоже было высоко профессионально и потрясающе эмоционально.
Просто удивительно, как не камерный формат выступления может быть таким глубоким и душевным, каким был концерт Миллера. Звучал джаз… джаз, который поглощает, вытесняя все мысли и оставляя наедине с музыкой чувств. Особая джазовая атмосфера, сотканная из сочетания мелодичности и экспрессивности, погрузила зал в мир прекрасной, самобытной, неповторимой импровизации.
Броская, неординарная манера игры Маркуса и яркая индивидуальность каждого музыканта его команды, схлестываясь в импровизации, неминуемо приводили к "музыкальным поединкам" на сцене. В состязании соул-джаза (бас-гитара, Маркус Миллер) и кул-джаза (саксофон, Алекс Хан) выиграл только джаз, и зрители, конечно. Наверное, не зря легендарный джазовый музыкант ждал студента Алекса Хана целый год, чтобы играть с ним на одной сцене. Когда автор играет свое произведение, кажется, это естественно, что музыка идет от сердца. Но если его чувства доносит до аудитории другой исполнитель, он должен вначале сам проникнуться этой музыкой. Похоже, что маэстро нашел тех людей для бэнда, которым можно доверить играть и интерпретировать свои авторские композиции.