Уважаемый господин главный редактор!
Я хочу привлечь Ваше внимание к проблеме "облик нашего города". Сегодня в Краснодарепрофессиональные художники, и монументалисты, и скульпторы, лишены малейшей возможности влиять на формирование эстетической городской среды. Эта проблема требует осмысления и обсуждения.
Отстранение художников-профессионалов от решения масштабных эстетических задач уже обсуждалось в средствах массовой информации (телеканал "Культура"). В России повсеместно прослеживается устойчивая тенденция – решение о том, как должен выглядеть город, принимают чиновники. Финансовый рычаг позволяет им реализовывать свои эстетические представления, а отсутствие знаний в этой области избавляет от любых колебаний.
Благодаря их некомпетентности в вопросах изобразительного искусства на улицах прочно обосновались китчевые объекты – суррогатное "искусство". При их появлении не учитывается ни художественные качества работы в целом, ни еe размер, ни местоположение, ни освещeнность, ни визуальная насыщенность окружающего пространства, ни множество других факторов, очевидных для профессионалов. Абсолютное непонимание заказчиками задач монументально-декоративного искусства приводит к очередной дискредитации как конкретных проектов, так и самой идеи "городской скульптуры".
Варварское отношение к скульптуре в нашем городе проявляет себя на каждом шагу. Памятник "Солдату – освободителю" (скульптор И. Шмагун) после нескольких невежественных подновлений утратил первоначальные пропорции, так точно найденные автором. Фигуры на боковых рельефах также понесли существенный урон. Нарушена цветовая гармония и пространственные отношения. А ведь художественный уровень этого памятника, как минимум, заслуживает бережного отношения и грамотной реставрации. А ещё лучше – перевода в бронзу и гранит.
Светлая облицовка памятника "Воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане" (скульптор А. Аполлонов) без ведома автора была заменена красным гранитом. Смена цветового решения привела к искажению общего замысла.
Декоративные рельефы на здании "Кубаньэнерго" (скульптор Н. Шмандуров) сегодня закрыты щитами с "фотообоями". А ведь эти рельефы – первая в Краснодаре нефигуративная скульптура, и они успешно "держали" фасад всего здания.
Помимо явного эстетического невежества, приведeные факты – свидетельство безусловного нарушения авторских прав художников.
Так называемые "конкурсы", ставшие сегодня притчей во языцех в художественной среде, ещё одна проблемная сфера. Здесь и жюри, в котором художники – специалисты не имеют решающего голоса (так умело подобран его состав), и участник конкурса, являющийся членом жюри, и келейно принятые решения, и многое другое.
Например, конкурс на памятник святой Екатерине Александрийской в городе Краснодар формально до сих пор не завершeн. Хотелось бы увидеть на страницах Вашей газеты и достоверный материал о финансовой стороне этого проекта (на основе официального запроса ответственным лицам).
Фонтан с фигурой святой Екатерины мог бы стать украшением города, однако этого не произошло по многим причинам. Существует целый ряд существенных замечаний к памятнику святой Екатерине. Они были высказаны членами Художественного экспертного совета при ВТОО "Союз художников России". Среди множества вопросов к этой работе самый главный вопрос звучит так: "Какой смысл авторы, В. Шанов и Д. Успенская, вкладывают в расчленённый колокол?".
Сакральная форма, символ единения страны, играющий огромную роль в национальной истории, лишёна целостности. При том, что скульптура выполнена в реалистической манере, никакие ссылки на "особое видение" здесь не могут быть приняты. Перед нами разрезанный на части, продырявленный колокол – поруганная православная святыня. Образный смысл такой формы абсолютно разрушителен. Скульптура – вид искусства, воспринимаемый и на сознательном, и на подсознательном уровнях. И мы видим программу разрушения страны и семьи, заложенную в этот памятник. Вряд ли стоит новобрачным стремиться под свод этого расчленeнного колокола.
То, что заказчик не увидел разрушительности данной идеи, ещё раз доказывает, что без государственного подхода к формированию эстетической среды, без привлечения профессиональных художников, без отказа от позиции "мне так нравится" глобальные просчёты администрации будут повторяться снова и снова. Довольно дорогостоящее занятие – развивать художественный вкус чиновников методом проб и ошибок в таких масштабах.
Обозначенные мною проблемы многими людьми ощущаются на интуитивном уровне. Однако для поисков решения необходимо их проговорить – грамотно сформулировать и внимательно обсудить. И в этом, уважаемый господин главный редактор, я надеюсь на Вашу помощь.