Сегодня, 19 марта, Комиссия при правительстве рассмотрит поправки, внесенные Комитетом Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству в закон о туризме.
Этот отраслевой Комитет 16 марта поддержал поправки, внесенные ко второму чтению в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
В них вошли положения, предусматривающие увеличение финансовых гарантий для туроператоров в сфере выездного туризма и увеличение уставного капитала таких компаний. При этом размер финансового обеспечения туроператора, работающего в сфере въездного туризма, снижается с 10 млн до 500 тыс. рублей.
Кроме того, по решению арбитражного суда можно будет исключать сведения о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров, согласно дополнительным основаниям. В этом случае туроператор не имеет права подать заявление о восстановлении записи в реестре в течение одного года.
Туроператоры, работающие в сфере выездного туризма и имеющие годовой оборот более 100 млн рублей, должны будут проводить обязательный аудит своей деятельности.
Помимо этих поправок, поддержанных туротраслью, комитет внес также два спорных пункта, которые вызвали серьезные нарекания бизнеса. Первая – обязанность турагентств работать от имени и по поручению туроператора с вступлением в действие с 1 января 2013 года. Также вводится регистрация путевок в электронном виде и передача сведений о реализованном турпродукте в Ростуризм – с той же даты.
Вторая поправка, которая вызвала множество нареканий, – обязательнее членство выездных туроператоров в саморегулируемых организациях с 1 января 2014 года.
По словам вице-президента Российского союза индустрии Юрия Барзыкина, внесение спорных, до конца не согласованных с турбизнесом поправок говорит о желании властей принять закон «во что бы то ни стало». По его словам, большинство депутатов, голосовавших за поправки, уверены – главное «что-то» принять сейчас, а потом можно дорабатывать.
Как заметил Барзыкин, сам факт, что рассмотрение поправок неоднократно откладывалось, говорит о неготовности законопроекта. Второе чтение дважды переносилось Советом Госдумы в конце осенней сессии Госдумы пятого созыва в 2011 г., так как разработчики законопроекта (депутаты Госдумы и Минспорттуризм России) не учитывали мнение ряда министерств и ведомств и не прислушивались к возражениям представителей бизнеса, которые предлагали исключить из законопроекта ряд положений, нарушающих права участников рынка. Прежде всего, это касается предложений по исключению из действующего отраслевого закона положений, предусматривающих реализацию турагентом от своего имени турпродукта, сформированного туроператором, на основании соответствующего договора. На это раз эта поправка была внесена.
«Это – грубейшее нарушение интересов турбизнеса. Не говоря уже о том, что, например, поправка, обязывающая агентства работать «от имени и по поручению», распространяется, в том числе, и на внутренний и въездной туризм, где такой необходимости нет по определению. Это идет вразрез с недавним заявлением президента о поощрении внутреннего и въездного туризма. И мы будем писать об этом премьеру и президенту», – цитирует "RATA-news" Барзыкина.
РСТ обратился с письмом к руководителю аппарата правительства РФ Антону Вайно, в котором подробно отражена позиция отраслевого союза по этому вопросу.
По мнению экспертов, мера по прикреплению агентств к туроператорам не отвечает реальным потребностям туристического рынка. Это приведет к уходу из сферы законодательного регулирования значительного числа розничных продавцов турпродукта, большинство мелких и средних агентств вынуждены будут прекратить свое существование, снизится конкуренция на рынке туруслуг, ограничится возможность выбора турпродукта потребителем, но при этом не повысится правовая защищенность туристов.
Включение положения о СРО в поправки ко второму чтению меняют саму концепцию законопроекта и в первом чтении не рассматривались. Очевидно, что издержки на членство в СРО будут включены в цену туруслуг для конечного потребителя, что резко понизит конкурентоспособность российских компаний, особенно малого и среднего бизнеса.
Тем не менее, РСТ выступает за использование деталей и элементов СРО, но это должен быть хорошо продуманный механизм.