Фрирайд сег одня уже не экзотика. Хотя точно сформулировать, что это такое, не могут даже сами райдеры. Наверное, все, что выдает подсознание при одном лишь упоминании этого короткого и звучного слова горы, снег, лыжи, сноуборд, полет, восторг и страх. Словари же поясняют сухо и скупо: free ride – "свободная езда", "спуск с естественных возвышенностей и гор вне подготовленных трасс". А можно ли вообще одним понятием обозначить то, что вмещает в себя целую жизнь?
Может, фрирайд – это просто катание по целине? Ведь пушистое без единого следа снежное пространство – это то, ради чего зародились горные лыжи, когда не было ни обозначенных трасс, ни подъемников. Оставить красивый след на девственно-чистом нетронутом склоне – разве не главная награда райдера.
Или фрирайд – тот, в глубине души такой желанный, раздающийся одновременно с пришедшей в голову мыслью: "А не рвануть ли?.." – телефонный звонок, и знакомый голос, произносящий в трубке заветную фразу? И – в сторону все неотложные дела, преддорожная суета и лихорадка сборов – все продумать, ничего не упустить, а бизнес-партнеры многозначительно крутят пальцем у виска и переносят запланированные встречи на новое время: они уже привыкли. Что же это все-таки фрирайд?
Все эти вопросы я без конца задавала сначала себе, а затем этим непонятным, необычным, безрассудным ребятам, которые собрались в Красной Поляне на Nissan Russian Adventure – очередной тур мирового чемпионата по фрирайду Freeride World Tour.
Они выглядят настолько дружной и сплоченной командой, что поначалу сомневаешься: а примут ли тебя в эту компанию? В очередной раз досадуешь на себя за то, что твой английский явно далек от разговорного, а официальные конференции, как известно, никогда не способствовали сближению народов… Но, когда это шумное снежное братство завелось от песен группы "Ленинград", стало понятно: нам есть о чем поговорить.
- А вы знаете, что в этих песнях много плохих русских слов? – спросила я предводителя этого "белого братства" Николаса Хейл-Вудса.
– Но зато какая музыка!.. Это же драйв!
- А что еще для вас драйв?
– Все!
- И алкоголь?
– Вы хотите выпить? Шампанского?
- Ес!
– С водкой?
- Нет, что вы, утром будет болеть голова. Такой коктейль у нас называют "Северное сияние".
– Севъерное сиянья?.. Красиво! Какие вы русские выдумщики!
- Да, идеями мы богаты, но вот чемпионат по фрирайду придумали вы. Николас Хейл-Вудс очень популярен в Европе. Вы в какой-то степени герой.
– Я не герой – райдеры герои. Я всего лишь организатор.
- С чего все начиналось? Вы просто встали на лыжи? А может, это был скейт?
– Кататься я начал в три года, когда родители поставили меня на лыжи. Снега в Швейцарии много, и условия для занятий лыжным спортом отличные. Позднее, в шестнадцать, освоил и сноуборд. А спустя несколько лет уже участвовал в контестах (соревнованиях – прим. ред.) таких известных брендов, как Quiksilver, O`Neill. И в один прекрасный момент я задумался: "Почему бы не организовать соревнования самостоятельно?" Так они и начались, тринадцать лет назад.
- По-вашему, в чем сила фрирайда?
– Во-первых, это наслаждение природой. Во-вторых – адреналин, врожденная потребность драйва, которая есть у каждого. И в-третьих, конечно, друзья, переживающие то же самое и потому понимающие тебя безоговорочно. Все вместе красота природы, адреналин и друзья объединяет и рождает дух фрирайда.
Вообще, это больше чем спорт – скорее, образ жизни родных по духу людей. Горные лыжи – продуманное катание между палочек, там все просто и скучно. Во фрирайде все расплывчато, ново, субъективно и неоднозначно. Спуск по склону – это как диалог с горами, один на один. Фрирайд не групповой спорт, хотя объединяет людей.
- А в этом диалоге кто ведущий?
– Вам интересно, боимся ли мы стихии? К Горе у райдеров особое отношение. Именно так – к Горе, с большой буквы. А иначе просто нельзя: в противном случае она рано или поздно тебя накажет, какой бы благодушной и спокойной ни казалась с виду.
Так вот, у райдеров это отношение перерастает в особенное чувство, о котором никто из них никогда не говорит. Просто перед спуском тщательно проверяется снаряжение и лавинные датчики, подгоняется рюкзак, выбирается траектория спуска. Это не трусость. Это мудрость, накопленная за тысячи километров пройденных склонов. Никто не бросается сломя голову вниз по заманчиво выглядящему склону. Никто не торопит лидера, который досконально взвешивает все за и против каждого варианта, пытается понять, что там у Горы на уме в этот раз.
- Что вас привлекает больше всего в такой жизни – скорость, эмоции, экстрим?
– Сноубординг очень похож на серфинг, которым я занимаюсь уже много лет. Знаете, во французском есть слово glissement – скольжение без какого-либо паруса и приспособлений, позволяющее чувствовать эссенцию скорости, концентрацию движений. Это и есть то главное, что меня привлекает.
- Мне поначалу казалось, что попасть в вашу команду чужаку не вариант. Как происходит вливание новичков, есть ли школы?
– Фрирайд и сноубординг, по сути, клуб путешествий, но для избранных. Это и дорого, и нужно быть, действительно, крейзи, чтобы этим жить когда катаешься, путешествуешь, знакомишься с самыми разными людьми. И обязательно найдутся те, с которыми тебе комфортно и интересно. Зачастую это общение перерастает в крепкую дружбу.
А школы, конечно же, есть, их немало, в них обучают новое поколение райдеров. Этот вид бизнеса сегодня перспективен и развивается очень интенсивно. Главная задача таких школ – техническая подготовка. Будущих райдеров учат покорять склоны различной крутизны, обращаться с лавинным оборудованием и радиосвязью. Ну и конечно, посвящают в тонкости райдерского мастерства как умело обходить опасности, оценивать лавинную обстановку и выбирать "правильный" снег, как искать человека в лавинах, читать склон, по которому ты мчишься.
- Популярность активных и экзотических видов спорта в России с каждым годом растет. Например, еще совсем недавно у бизнесменов в фаворе был дайвинг, затем появилась мода на парапланеризм. Насколько близок русским фрирайд, он заинтересует их?
– Сноубординг, райдинг и, в частности, фрирайдинг – вне моды. Это увлечение не на один год. Желание драйва – инстинкт, что само по себе уже выше нашей воли. Активным видом спорта могут заниматься все: существуют горнолыжные трассы и для начинающих, и для семей с маленькими детьми, и для профи. Фрирайд является следующей ступенью. Людям с деньгами интересно, например, хеле-ски – когда лыжника доставляют на вершину горы на вертолете, откуда он спускается вниз по совершенно неизведанному склону. Это невероятный, абсолютно новый уровень ощущений. И люди с деньгами могут себе это позволить – необычное, уникальное, эксклюзивное.
- То есть фрирайд – ниша для бизнеса?
– Бизнес в этом виде спорта, если мы говорим о вложениях, начинается с услуг авиакомпании, которая обеспечивает трансфер на курорт, и заканчивается производством одежды для спортсменов, обеспечением снаряжением и питанием, а также предоставлением жилья и многим другим.
- А у вас есть собственное дело? Чем Вы занимаетесь вне фрирайда?
– Большая часть моих дел связана с организацией соревнований, переговорами со спонсорами, заключением контрактов с партнерами и т. д. Оставшееся время я посвящаю собственному магазину горнолыжного оборудования в Швейцарии.
- Усилия оправдывают себя?
– Да, мечта, которой мы самозабвенно увлечены много лет, начиная с первых соревнований в Вербье, стала реальностью. На этапах мирового тура, которые пройдут в самых замечательных уголках света, мы хотим объединить лучших фрирайдеров всех континентов.
Задуманное удалось осуществить, благодаря долговременному участию в проекте таких марок, как O`Neill и Swatch, а также неоценимой помощи Nissan. Именно с их поддержкой соревнования по фрирайду выходят на новую ступень. Я же приложу все усилия для того, чтобы первый чемпионат мира по фрирайду в дисциплинах сноуборд и горные лыжи прошел на самом высоком уровне, которого заслуживают и участники соревнований, и их спонсоры.
- Говорят, в жизни выживает сильнейший. Приходилось ли вам локтями пробивать путь к пьедесталу, убирать более слабых со своего пути, "сталкивать их в пропасть"?
– Всегда приходится бороться за спонсоров, за партнеров, за деньги и это, на самом деле, бой. Есть и другие трудности, связанные с какими-то природными явлениями, нестыковками в организации мероприятий их тоже необходимо преодолевать. Здесь как раз помогает команда единомышленников, с которыми я работаю более десяти лет. А самое простое в такой ситуации – оставаться совершенно спокойным и уметь находить компромиссы.
- Какой наградой Николас Хейл-Вудс гордиться больше всего, какая победа далась труднее остальных?
– Ну, спортивных наград и побед у меня немало. Если же говорить о формальных званиях и титулах, то это диплом об окончании университета и победы на бизнес-олимпе. Но наиболее, пожалуй, ценная – это улыбки людей, с которыми я работаю: партнеров, членов моей команды. И когда мероприятие, которое ты организовал, проходит идеально – это самое приятное, что есть в работе.
- Счастлив тот, кому хватает,- говорят мудрецы. Вы счастливы? Добились того, о чем мечтали? Или есть впереди вершины?
– Да, у меня еще много недостигнутых целей, но главная вершина будет оставаться непокоренной – нужно же двигаться вперед. Такова жизнь: всегда и везде приходится доказывать, что ты лучший. У каждого своя судьба: мы, фрирайдеры, избрали путь, сопряженный с риском и опасностью. Кажется, у русских говорят: кто не рискует, тот не пьет шампанского?
- А еще у нас первый тост провозглашают за красивых женщин. Что Николас Хейл-Вудс больше всего ценит в женщине: красоту, ум или тягу к экстриму?
– Мне не важно, спортсменка женщина или нет. Самое главное – чтобы в глазах у нее был такой блеск, от которого невозможно отвести взгляд, от которого все вокруг расцветает и становится прекрасным.
Интервью: Евгения Беликова
Перевод: Анна Щепилова
Фото: Ксения Донская, Стас Солнцев
Статья была опубликована в журнале "Мужской клуб Южный регион", февраль 2008.