"МК" на Кубани" уже писал о масштабном проекте постройки моста через Керченский пролив. До сих пор дело не сдвинулось с мертвой точки.
Но не так давно, перед выборами в Украине реализовать проект строительства моста пролив пообещал в случае победы лидер крупнейшей в стране Партии регионов Виктор Янукович."Новый мост Керчь – Кавказ мы построим в обязательном порядке", – заявил тогда Янукович.
И вот, неясностей с украинской властью не осталось. Янукович – президент, Тимошенко – в отставке. Будет ли дан старт строительству?
Мост через Керченский пролив мог бы сократить транспортный путь из украинского Херсона в Новороссийск на 450 км. По рассчетам, транспортный переход способен обеспечить перемещение через Керченский пролив до 10 млн.человек в год. По мосту планируется также транспортировать через пролив сжиженный газ в железнодорожных и автомобильных цистернах.
Согласно проекту, разработанному в 2007 году, строительство транспортного перехода по ценам того времени обошлось бы в 480 миллионов долларов. Сейчас на это понадобятся несколько большие суммы. Понятно, на чьи плечи лягут эти расходы – у Украины сейчас не слишком много средств на сторонние проекты – им бы по пенсиям рассчитаться.
Длина моста составит 4,5 км, ширина – 22 м, высота – 50 м над уровнем моря. У краев моста будут находиться пешеходные тротуары и две полосы для движения автотранспорта, шириной 7,5 м каждая. В центре, между автомобильными полосами, будут проложены одна или две железнодорожных колеи. Отметим, что аналогичный мост уже был построен в 1944 году, но простоял всего лишь около года. Так как мост не имел ледорезов, северо-восточным ветром из Азова в пролив нагнало лед, который 18 февраля 1945 года разрушил 32 опоры. Восстанавливать мост не стали, а остатки опор мешали судовому движению многие годы. А а 2001 году было создано ЗАО "Керченский мост", которое учредили правительство Москвы и Фонд имущества Автономной Республики Крым. Позднее в ЗАО вошла и администрация Краснодарского края.
Предполагается, что строительство моста займет около двух лет, если вести строительные работы с одной стороны пролива. Если строить одновременно с российской и украинской стороны, мост можно построить за 14-16 месяцев.
Ранее министерство иностранных дел Украины запретило финансировать из бюджета страны проектирование и строительство моста, пока два государства не согласуют, где именно по дну Керченского пролива проходит российско-украинская граница.
Территориальные проблемы до конца не улажены и сейчас. И вряд ли здесь что-то изменится в ближайшее время. Более того – обещания Януковича, вероятно, так и останутся обещаниями. Он все же – явно не пророссийский политик, что бы там ни говорилось в отечественных сми. И обострять "крымскую" проблему совсем не в его интересах. А она явно обострится, если Крым и Кубань получат возможности для более тесного общения.
Но все же прикинем – что изменится для нас, если мост все же соединит две страны. Мост – это в первую очередь транспортная артерия, транзит грузов – например, сжиженного среднеазиатского газа.
Нельзя забывать и о том, что многие кубанцы имеют в Крыму (и вообще, в Украине) родственников. Сейчас общение с ними затруднено – тот, кто отправлялся на другой берег на пароме, знают об этом не по наслышке.
А какие же минусы у проекта? Во-первых, кубанцы начнут куда больше издить не на "свои" курорты, а в Крым. Далее: российскими чиновниками уже заявлялось, что строительство моста напрямую увязывается комплексным развитием Восточного региона Крыма. То есть в Украину будут вкладываться немалые объямы российских стредств. В первую очередь, в курортный комплекс. Возникают некоторые опасения – не отхлынут ли эти средства от черноморского побережья Кавказа?
Ну и нельзя забывать об экологическом аспекте. Азовское море находится, скажем так, в кризисе. Любое вмешательство в экосистему пролива повлияет на Азов не лучшим образом. Тем более – глобальная стройка, на которой, по оценкам специалистов, будет задействовано до 45 тыс. человек.
А вообще есть альтернативная точка зрения: реальные вред и польза от проекта весят не слишком много в сравнении его символическим значением. "Мост между родственными культурами, между братскими народами", – говорят одни. "Восстановление имперской мощи России, и мост – как длань, простертая над морем", – твердят более твердолобые. В общем, трактовок происходящего можно набрать сколько угодно. Ясно одно – пока отношения между странами не войдут в нормальную колею, особого смысла ни в этом, ни в других подобных проектах не будет.