Прыгнуть с парашютом можно везде где есть аэроклубы Российской оборонной спортивно-технической организации РОСТО (ДОСААФ) – в Краснодаре, Приморско-Ахтарске, Ейске, Майкопе, Сочи. Разница лишь в том, что в аэроклубах рядом с морем вы можете не только воспарить над полигоном, но и над водой. Если вы точно решили испытать новые ощущения, рискнув полетать минуту-другую, как горный орел, раскинув два крыла, то сейчас самое время. Сезон только начался.
Выбираем прыжок
Для смелых и отчаянных – одиночный прыжок с высоты 800 метров. Парашютист, он же скайдайвер, выпрыгивает из самолета и через три секунды купол заполняется воздухом, а вы снижаетесь со скоростью 5 м/с. Через три минуты вы уже на земле, счастливый и довольный, чувствуя себя настоящим десантником. Цена прыжка – 1,6 тыс. рублей. Есть ограничение по весу – не меньше 40 кг и не больше 90 кг, и по возрасту – от 15 лет. Другой тип прыжка – тандем – выполняется с инструктором. Здесь и высота посерьезнее – 4 тыс. метров, и стоимость выше – 4,5 тыс. рублей. Именно этот прыжок даст незабываемое ощущение пьянящего и завораживающего свободного падения. Инструктор и его подопечный закреплены в системе "Tandem Elite" или "кенгуру" – новичок прикреплен к парашюту типа "крыло" впереди инструктора. Выпасть из такой связки невозможно, а ленты и карабины выдержат вес в несколько тонн. Конечно, такой прыжок навсегда останется в ваших воспоминаниях, а чтобы друзьям и родственникам было на что посмотреть, к вашим услугам профессиональная фото и видеосъемка прямо в воздухе (2–2,1 тыс. рублей). Существует также программа AFF – ускоренное обучение свободному падению, которая считается хоть и дорогим удовольствием (в районе 36 тыс. рублей), но эффективным способом приобретения основных навыков. Курс обучения проходит в несколько этапов, сочетая теорию с практическими занятиями (10 прыжков).
Орлята учатся летать
Определившись с прыжком, отправляемся субботним или воскресным утром на аэродром. Впереди – предпрыжковая подготовка. Для начала заполняем анкету и – на блиц-опрос к медику. "В обморок падали? Как со зрением?" – к прыжку допускаются только физически крепкие и здоровые люди. Так что не лукавьте – себе дороже. Прыжок в тандеме не требует серьезной подготовки, а вот самостоятельному полету под куполом необходимо научиться. "Если внимательно слушать все инструкции, то прыгать с парашютом совершенно не опасно", – говорит начальник штаба аэроклуба "Южное небо" Алексей Кузьмин, – "Всегда есть основной и запасной парашют с прибором принудительного раскрытия, который срабатывает на высоте 300 метров. Мой сын, когда первый раз прыгал, приземлился на двух парашютах. Основной раскрыл, а механизм запасного забыл заблокировать (выдернуть веревку) – он и сработал". Так что злые шутки про нераскрывшийся парашют – чаще всего лишь шутки. Другое дело – приземление. Момент коварный, можно и связки повредить, и ногу сломать. "Травмы очень редки. Так и не вспомнишь", – рассказывает Алексей Кузьмин, – "Главное – приземлиться на обе стопы. Если соскочить на одной ноге, на нее вся нагрузка, отсюда и неприятности. Можно себя проверить: прыгнуть с высоты 1,5 метра на плотно сжатые ноги – получите примерные ощущения как от прыжка с парашютом".
Как правило, пока асы воздушного пространства живописно приземляются на специальный мат, "перворазники" внимательно запоминают советы инструктора: "Левую ногу вперед. Прыгаем. Руки скрещиваем на груди. Считаем: 501, 502, 503… Смотрим вверх – купол раскрылся. Отрываем веревку, чтобы не сработал запасной парашют, и наслаждаемся полетом". Нужно развернуться влево – натянул левую стропу, вправо – правую; вперед – передние стропы, назад – задние. На таких импровизированных уроках отрабатываются все варианты развития событий. Если вдруг вы не оторвались от троса и повисли за бортом самолета, главное – не паниковать и не пытаться выдернуть кольцо запасного парашюта. На помощь придет инструктор. Он перережет трос ножом, и тогда вы воспользуетесь запасным парашютом.
На земле за каждым "прыгуном" через мощный бинокль следят несколько человек и дежурит машина МЧС. "Когда приземлитесь, обязательно встаньте и помашите руками. Мы будем знать, что с вами все в порядке" – наставляет инструктор Вадим, – "Был случай: девушка приземлилась и не встает. Даже не шевелится. Тут же выезжает машина, спешат со всех ног спасатели с носилками. Подбегают, а девушка поднимает руку вверх и издает победный клич: "Yes!". Так что сначала передайте привет инструкторам, а потом радуйтесь, сколько душе угодно. Приземлились на крышу или дерево – не беда. Через пять-десять минут вас обязательно оттуда снимут, но препятствия все-таки желательно обходить. Угодили на взлетную полосу – парашют в рюкзак, и бегом на безопасное расстояние. Летчик при посадке может просто вовремя не заметить объект на полосе, то есть вас. Покидая место приземления не забудьте собрать все снаряжение, иначе придется возмещать стоимость потери: основной парашют – 1,5 тыс евро, дополнительный – 850 евро", – напоминает инструктор.
Как говорят специалисты, прыжки с парашютом – "аттракцион за ваши деньги, но по нашим правилам". Освоили нехитрую технологию прыжка под куполом – можете смело становиться на "крыло". И, кто знает, может через пару лет вы покажите настоящий класс на чемпионате скайдайверов.
Текст: Елена МОТРЕНКО.