Те, кто путешествовал по городам "Золотого кольца России", вполне может подумать, что они, конечно же, были в Александрове. Но, увы, все официальные туристические маршруты проходят через музей-заповедник Александровская слобода и почти не касаются города Александрова. Но это все равно, что побывать в московском Кремле и не увидеть самой Москвы.
Александровская слобода – всего лишь городская крепость, отстроенная при Василии III, Царское село, а в наши дни – музей-заповедник. Александров же, которого для туристов как бы не существует, получил городской статус при Екатерине II и разросся вокруг своего кремля.
Царское село
Поселение на месте нынешнего города известно с середины XIV века и упоминается в документах как Великая слобода, Новое село Александровское и Александрова (Александровская) слобода. Близость слободы к Москве, Троице-Сергиевой лавре и Переславлю-Залесскому сделало ее в XV веке местом отдыха московских князей во время поездок на богомолье. Собственно, этот факт и определил дальнейшую судьбу города Александрова.
После того, как Иван IIIзавещал Новое село Александровское сыну своему Василию, здесь начинается большое строительство, которое продолжилось и при последующих царях российских.
А во времена правления Ивана IVГрозного, до 1581 года слобода стала даже главным политическим и культурным центром Русского государства. Вместо Москвы. В 1569 году сюда из Москвы была перевезена и первая в России типография.
Во времена Великой Смуты будущий Александров сильно пострадал от польских войск. Однако, уже в 1635 года для Михаила Федоровича Романова в Александровской слободе был построен деревянный царский дворец, просуществовавший около 100 лет. А при Алексее Михайловиче на месте запустевшей крепости организуется женский Свято-Успенский монастырь.
Ткацкие мануфактуры, телевизоры "Рекорд" и повышенная революционность
В начале XIX века в уже городе Александрове действовали крупнейшие в России ткацкие мануфактуры: Троицко-Александровская и Соколовская.
А когда в 1870 году через город прошла железная дорога, город и его окрестности захлестнуло стремительное развитие промышленности.
В советское время после запуска в Александрове первой электростанции, в город сначала переезжает радиозавод № 3, известный телевизорами "Рекорд", появляется завод полупроводников имени 50-летия Октября (позднее ПО "Элекс").
Но известны жители Александрова не только трудолюбием и способностям к радиоэлектронике, но и повышенной революционностью. В декабре 1905 года в Александрове происходит крупное вооруженное восстание рабочих местных фабрик, длившееся целых 5 дней и оставшееся в истории как Александровская республика. 23 июля 1961 года в городе также прошли массовые беспорядки – 1200 человек вышли на улицы Александрова, протестуя против новой денежной реформы. В итоге милиция применила оружие, четыре человека были убиты, 11 ранены, на скамье подсудимых оказалось 20 человек. Это – по официальной версии.
Достопримечательности Александрова
В 1970 году Александров был включен в список 115 исторических городов, имеющих ценные градостроительные ансамбли и комплексы, памятники истории и культуры, природные ландшафты и древний культурный слой, охраняемые государством. И до 2010 года город имел особый статус исторического поселения.
Несмотря на то, что сейчас Александров данного статуса почему-то лишили, здесь есть что посмотреть. И не только в комплексе Александровская слобода, но и в самом городе.
В Александрове существует несколько музеев: Художественный в усадьбе купца Первушина, музей сестер Цветаевых и музей рукотворного камня. Что особенно интересно, здешние музеи вовсю используют в своих экспозициях интерактивное общение с посетителями. Например, в Художественном проводят замечательные театрализованные экскурсии, разыгрывают Чехова. А в музее Марины и Анастасии Цветаевых особый упор делают на личностный подход к подаче информации.
Один из самых известных среди местных жителей архитектурный памятник – историческое здание железнодорожного вокзала.
Рядом с ним восстановлена неорусская часовня Серафима Саровского. Есть примечательные старинные церкви: прекрасный Христорождественский собор XVII века и церковь Боголюбовской иконы Божией Матери (1800 г.). Боголюбовская церковь с белеными стенами и высокими неоготическими окнами выглядит необычно, хотя специалисты говорят, что она типовая. Ее возвели при кладбище, которое уничтожили в советские годы, а вот кладбищенский храм не тронули. Боголюбовская церковь оставалась единственным действующим храмом Александрова.
Александровская слобода
На левом берегу реки Серой расположился дворцово-храмовый комплекс Александровской слободы. Он входит в состав одноименного музея-заповедника, который, как правило, и посещают многочисленные туристы, проезжающие через Александров.
На территории музея-заповедника сохранилось достаточно много замечательных памятников русского зодчества. Например, Троицкий собор (1513 год) с двумя уникальными медными дверями, которые были вывезены Иваном Грозным из Твери и Великого Новгорода, шатровая Покровская церковь (первый каменный шатровый древнерусский храм, начало XVI века), Распятская церковь-колокольня (1560) и Марфины палаты (XVII век), Успенская церковь (XVI-XVII века). Сам комплекс окружен мощными крепостными стенами с четырьмя угловыми башнями и надвратной церковью Федора Стратилата (1680-е годы). К северу от монастыря расположена Преображенская церковь (1742).
Добираемся в Александров
Хотя Александров и относится к Владимирской области, но в силу определенных транспортных особенностей в город проще добраться из Москвы или Ярославля, нежели со стороны областного центра – Владимира.
Если вы собрались воспользоваться железнодорожным транспортом, то стоит запомнить, что в Александрове две железнодорожные станции.
Главная станция – Александров I – расположена на магистральной линии Москва – Ярославль. Здание вокзала – как раз то самое наиболее известный среди горожан памятник архитектуры. В самом вокзале есть вполне симпатичный зал ожидания, билетная касса и небольшое кафе с достаточно съедобной пищей.
Рядом с дореволюционным зданием вокзала расположены платформы электричек с пригородной кассой. Там же есть торговый центр, разнообразные ларьки и прочий фаст-фуд.
Вторая железнодорожная станция – Александров II – небольшая станция посреди промзоны на линии Большого кольца Московской железной дороги. Здесь останавливаются пригородные поезда, следующие в направлении Киржача. Само станционное здание закрыто.
Из Москвы до Александрова каждый час отправляются электрички (около 2 часов в пути), а также три раза в день ходят экспрессы Москва – Александров.
Из Ярославля в Александров ходят всего три электрички. И они ну очень медленные – целых 4 часа в пути.
Прямых поездов из Владимира до Александрова, как это ни странно, – нет. Можно, конечно, подобрать стыковку в Орехово-Зуево, хотя дорога займет на час-полтора больше чем прямым автобусом.
Дальние поезда, следующие по Транссибу, в Александрове не останавливаются. А вот большинство поездов северных направлений имеют остановку в Александрове. Хотя тоже не все.
Есть в Александрове собственная автостанция. Хотя, сарайчик с кассой на привокзальной площади, сложно назвать этим словом. Автобусов здесь немного: 6 раз в день из Владимира (3 часа в пути) и примерно столько же из Кольчугино (1 час) или Юрьев-Польского (2 часа). В Киржач ходят маршрутки, не имеющие постоянного расписания. Также бывают автобусы в Москву (едут они до метро ВДНХ), но с учетом пробок на Ярославском шоссе добираться в Москву электричкой надежнее и быстрее.
Через Александров проходит автомобильная дорога Р75: Дворики М8 – Кольчугино – Ставрово – Хрястово М7. В южном направлении отходит дорога на Киржач. В Александров также можно попасть с А108, поворот на Струнино.