Отдых в Астрахани (Астраханская Область) 2024

Дата заезда - Дата выезда
2 взрослых

Астрахань – весьма интересный город, раскинувшийся подобно Санкт-Петербургу на множестве (на одиннадцати) островах Прикаспийской низменности, с множеством мостов, перекинутых через реки и ерики. Здесь удивительным образом переплетаются множество национальностей и религиозных конфессий, что, конечно же, отразилось и на культуре, и на архитектуре Астрахани.

Хаджи-Тархан. Взлет и упадок

Впервые о городе, расположенном на западном берегу Волги, несколько выше центра современной Астрахани, под названием Хаджи-Тархан упоминают примерно во второй половине XIII века. По крайней мере, в 1254 году о поселке, расположенном на западном берегу реки "Итилии", в своих записках путешественника упоминает торговец Гильом де Рубрук.

А вот в качестве уже крупного города Хаджи-Тархан упоминается в записках арабского путешественника Ибн Баттуты спустя почти восемьдесят лет, в 1333 году. Сегодня же остатки средневекового города фиксируются археологически на городище "Шареный бугор".

Если внимательно посмотреть на географическое расположение современной Астрахани, то легко понять, что город, расположенный на перекрестке сухопутных и водных торговых путей, связывающих все четыре стороны света, просто обязан был стать крупным и процветающим торговым городом. Что, собственно, и наблюдалось с Хаджи-Тарханом в XIII-XIV веках.

По письменным воспоминаниям современников, в те времена это был "один из лучших городов, с большими базарами, построенный на реке Итиле, которая одна из больших рек мира". Город был выстроен из обожженного и сырцового кирпича. Здесь были хорошо развиты гончарное производство, металлообработка и ювелирное ремесло.

И, конечно же, процветающий Хаджи-Тархан не мог не стать объектом нападения для различных заинтересованных воинствующих группировок. В итоге зимой 1395 года город был взят, разграблен и сожжен.

Позже Хаджи-Тархан вновь отстраивают. А после образования Астраханского ханства в 1459 году, он становится его столицей. Но стоило городу вновь расцвести и разбогатеть, как он снова становится "яблоком раздора". На этот раз между Турцией, Крымским ханством, Ногайской Ордой и Московской Русью.

Когда ситуация накаляется до того, что грозится окончательно выйти из под контроля, Иван VI Грозный отправляет на Астрахань 30 тысяч стрельцов на галерах во главе с князем Юрием Пронским, которые после небольшой стычки в 1554 году берут город. Для начала все ограничивается клятвой астраханского хана в верности Москве. Когда же эта клятва нарушается, очередной поход московских стрельцов приводит к упразднению Астраханского ханства и присоединения всей его территории вместе с Астраханью к Руси весной 1556 года. Собственно на этом и заканчивается история Хаджи-Тархана.

Русская крепость и астраханские индийцы

В марте 1556 году, получив от ногайского князя Измаила сообщение об измене астраханского "царя" Дербыша, в союзе с Крымом выбившего из Астрахани московского представителя Леонтия Мансурова, Москва посылает "подмогу" для "астраханского дела" – стрелецкую рать под командой головы Ивана Черемисинова "с его стрельцы" и Михаила Колупаева "с казаки". Подойдя к городу, воеводы никого там не обнаружили: "Царь из Астророхани побежал, а город выжег". После этого "Иван и Михайла" обосновались в захваченной татарской Астрахани, и укрепили ее.

Однако, развитие огнестрельного оружия и артиллерии вынудило стрельцам с казаками искать более удобное место для современной крепости. Заодно туда же переместился и город Астрахань.

В 1558 году на месте современного города была заложена сначала деревянная крепость. В 1580-1620 годах здесь уже сооружены каменные стены с башнями.

Астрахань в который раз превращается в крупный торговый город. Сюда съезжается множество купцов из Московии, Армении, Персии и Турции. Сюда же тянулись и многочисленные переселенцы со всех концов света. Вокруг города возникают как русские слободки – Сианова, Безродная, Теребиловка, Солдатская, Ямгучереева (или Огурчеево), так и национальные – Татарские, Армянские. В окрестностях города селятся калмыки, киргизы, евреи. Что интересно, среди первых переселенцев в Астрахани были даже индийцы, которые позже даже образовали в городе небольшое национальное общество. В настоящее время в Астрахани, согласно переписи населения, уже нет ни одного индийца.

Бунтовской город

Видимо, изначальная многонациональность Астрахани, а также тот факт, что население его складывалось из людей пришлых и вполне возможно, чем-то обиженных на прежнем месте жительства, сделало жителей этого города достаточно свободолюбивыми. Впрочем, и хороший достаток тоже ведет к некоторому роду свободомыслия.

А достаток в Астрахани был. Вот что вспоминает о городе Ян Стрейс, парусных дел мастер: "Здесь растут в изобилии арбузы, яблоки, груши, вишни и многие другие фрукты. Встречается также отличный крупный виноград, с ягодами больше сустава на пальцах руки… Рыба и мясо продаются за ничтожную цену… Только водка здесь очень дорога…" Ну как тут не бунтовать!

В первый раз астраханцы поддержали восстание Ивана Болотникова и в июне 1606 г. взяли власть в Астрахани в свои руки. Отряд повстанцев из Астрахани двинулся на соединение с главными силами в центральную Россию, но был разбит царскими войсками.

Затем впустили в город двенадцати тысячное войско Степана Разина. И перешли на его сторону. И даже после того, как в июне 1671 в Москве казнили самого Степана Разина, повстанцы в Астрахани продолжали держаться до 27 ноября 1671 года, когда войска воеводы И. Б. Милославского вошли в город, сданный повстанцами на условиях помилования. Никого, конечно, потом не помиловали.

И, наконец, уже в петровское время после указа о запрещении русского платья и ношения бород, в июле 1705 года в Астрахани снова вспыхнул бунт. Правда, дальше Астраханского края повстанцев не пустили. В марте 1706 фельдмаршал Б. П. Шереметев осадил Астраханскую крепость, и жители города сдались на царскую милость. Впрочем, и на этот раз милости не последовало.

Достопримечательности Астрахани

Сегодня Астрахань не только крупный торговый и портовый город. Здесь сосредоточено много памятников культуры прошедших веков.

Официальные символы Астрахани: Успенский собор и колокольня Пречистенских ворот, и, конечно же, Астраханский кремль.

Центральная часть Астрахани, исторически сложившееся ядро, представляет собой остров, омываемый водами Волги, Кутума, Царева и ерика Казачий. На самом высоком холме возвышается Астраханский кремль конца шестнадцатого-начала семнадцатого веков, спускающийся по левому берегу Волги почти до набережной, с белокаменными стенами, четырьмя глухими и тремя проездными башнями. На территории кремля находятся множество памятников русской архитектуры: пятиглавый Успенский собор (1710), Троицкий собор (16 век), Архиерейский дом (16 век) с домовой церковью, Кирилловская часовня (17 век) и многие другие.

В центре бывшего Белого города можно увидеть сохранившиеся до наших дней подворья восточных купцов, мечети, римско-католический храм Успения Богородицы (1762). А также – роскошные особняки и здания банков XIX века, торговые заведения в стиле модерн.

Транспорт Астрахани

В Астрахани есть один автовокзал – центральный – и целых 8 автостанций. С центрального автовокзала, который располагается на Привокзальной площади отправляются автобусы в Ростов-на-Дону, Таганрог, Краснодар, Симферополь, Ставрополь, Волгоград, Владикавказ, Нальчик, Черкесск, Пятигорск, Элисту, Воронеж, Казань, ряд городов и поселков Черноморского побережья Кавказа, а также в Казахстан (Атырау) и Азербайджан (Баку).

Через Астрахань проходят четыре автомобильные трассы: федеральная автомобильная дорога M6 "Каспий" (Москва – Кашира – Волгоград – Астрахань), трасса А154 (Астрахань – Элиста – Светлоград – Ставрополь – Черкесск), трасса 1Р215 (Астрахань – Махачкала) и Международный транспортный коридор (E40) (Астрахань – Атырау (Казахстан)).

Водный транспорт представлен как речными теплоходами типа "Москва", курсирующими по местным маршрутам по Волге, так и круизными речными лайнерами.

В Астрахани есть собственный международный Аэропорт (бывший Нариманово). Отсюда совершаются регулярные ежедневные рейсы в Москву, а также имеются международные рейсы в Ереван (Армения), Актау (Казахстан), Баку (Азербайджан), Мюнхен (Германия), Бангкок (Таиланд) и в Стамбул (Турция).

Железнодорожный вокзал станции Астрахань I Приволжской железной дороги используется как транзитная для проходящей через Астрахань поездов, так и в качестве конечной для некоторых из них.

Общественный транспорт в Астрахани представлен автобусами различной вместимости, а также троллейбусами. Трамваи в Астрахани перестали ходить с 2007 года.


© 2024 5туристов.ру
Компании ООО "5 туристов.ру" принадлежит доменное имя 5turistov.ru на основании "Свидетельства о регистрации доменного имени" и товарный знак "ПЯТЬ ТУРИСТОВ" на основании "Свидетельства на Товарный Знак № 564866". Это подтверждает юридическую защиту прав, согласно статьям 1252 ГК РФ, 1484 ГК РФ и 1229 ГК РФ.