Известный художник Никас Сафронов на днях открыл выставку в Краснодаре. Корреспонденту интернет-портала «Отдых на Кубани» удалось встретиться ним в неформальной обстановке и расспросить маэстро о новых работах, планах на ближайшее будущее, музе, современном искусстве, о том, как «правильно» отдыхать.
– Какие работы увидят посетители вашей выставки в Краснодаре?
– На выставке будут работы из новой, еще недописанной серии «Кошки. Люди-животные». Тринадцать картин в символичный 2013-й год. Я их дописывал практически «на ходу» и упаковывал сырыми. Также будет представлены вещи в стиле Dreаm vision. А вообще вся экспозиция для города новая. В прошлый раз я был с выставкой в Краснодаре в 2004 году, но тогда не занимался профессионально ее организацией. По сравнению с ней сейчас работы обновлены на 99%.
– Над чем вы работаете сейчас?
– Я приступил к серии портретов российских врачей. За последнее время мне посчастливилось познакомиться с очень интересными, тонкими, глубокими, умными людьми, – профессиональными врачами. Это патриоты своей страны, которые вдохновили меня на создание этой серии.
Ну, и, конечно, мне надо зарабатывать деньги. Поэтому сейчас еще пишу портреты одного богатого англичанина и короля иностранного государства. Но пока не закончу работы – имен не назову. Я суеверный.
– С какими моделями вам комфортнее работать?
– Абсолютно не имеет значения. Любой человек интересен. Никто не ищет миллион, всем интересно, кто его нашел. Если человек состоялся, то он будет мне интересен и как художнику. Все они – люди, сделавшие себя сами и продолжающие себя совершенствовать.
Мы сами делаем из людей героев. Знаете, мне несколько раз доводилось встречаться с Клинтом Иствудом. И в Париже, и в Москве. Очень интересный человек… А недавно я прочитал в блоге Павла Воли из Comedy Club, «что в 30 лет Иствуд был самым красивым мужчиной планеты и одним из самых востребованных актеров мира. А сейчас снимается в фильмах с таким г…. м, как я». Обидно, не правда ли?.. А ведь Иствуд один из тех людей, которые сделали мировую историю.
– У вас своеобразная и разнообразная техника письма… Кажется, что она не встречается больше ни у кого из известных художников.
– Да, у меня весьма разнообразная техника письма. Я недавно давал в Пушкинском музее мастер-класс о творчестве Паоло Веронезе (прим. ред. – венецианский художник эпохи позднего Возрождения). Как академику Российской академии художеств мне надо проводить такие занятия. И знаете, было так легко! Просто я рассказывал о Веронезе и в то же время – о себе. Веронезе тоже постоянно экспериментировал в живописи. Он тоже писал портреты разных знатных людей, но при этом был независимым. Настолько независимым, что написал «Тайную вечерю», но в сюжете весьма далеком от канонической истории.
– А как вы относитесь к современному искусству?
– Во-первых, современное искусство должно быть. Без современного старое будет болотом. Но нельзя перебарщивать. Если это будут разные акции, которые нас обманывают, типа нарисованного на мосту мужского полового органа (прим. ред. – Никас имеет в виду изображение искусственного фаллоса на мосту в Питере), если это будут оргии в храмах (прим. ред.– речь идет о Pussy Riot) или премии Кандинского прозападной ориентированности (прим. ред. – Премия Кандинского – российская ежегодная национальная премия в области современного искусства. Учреждена в 2007 г.), – то это уже никакое не искусство. Подобные акции больше направлены на низменные чувства человека: разрезанные пополам половые органы, женское обнаженное тело и тому подобное. Понятно, что человек слаб, и он тянется к таким вещам, которые кажутся ему необычными или были запретными. Но это не является искусством.
Искусство должно быть основано на классике, на доскональном знании своего предмета. Сегодня наоборот – обучают сразу на Матиссе (прим. ред. – Анри Матисс (1869–1954), – выдающийся французский художник, скульптор, представитель фовизма). На западе особенно не углубляются в классику, академический рисунок. А должно быть так: ты можешь быть кем угодно, но знать основы: рисунка, цвета, формы, балансировок и т.д.
– Кого вы считаете своим учителям?
– Классиков мирового художественного искусства: Веласкеса, Эль Греко и других.
– А из реально существующих людей?
– Моего учителя в школе. Он говорил: наблюдайте за небом. Там вы увидите много движущихся фигур: корабли, драконы, слоны. И пытайтесь увидеть в простых предметах что-то другое, фантазируйте. Именно благодаря ему я стал символистом.
– А есть ли у вас муза? И это кто-то или что-то?
– Муза… Это все: хорошее настроение; общение с людьми, здоровье моих друзей и близких, это когда в стране события идут замечательные, и нет каких-либо коллизий, разрушений в Мексиканском заливе, когда не течет нефть, когда цунами не разрушает Японию, когда все не ожидают конца света... Это завязано не только на личном, но и на мировом. Но самое главное для меня – это, конечно, здоровье близких, и когда в нашей стране все хорошо. Тогда и пишется, и работается с необыкновенным вдохновением.
– Ваши любимые книги, музыка, фильмы?
– «Сказки народов мира». Я собираю книги с семи лет. В основном это сказки. Недавно мне подарили огромный фолиант, сделанный по заказу (их всего 10 штук во всем мире), – «Заветные сказки Афанасьева». Это, наверное, самый лучший для меня подарок. А музыка – Моцарт, Вивальди, – вообще вся классика.
Что касается любимых фильмов – замечательная лента «Бесконечная история», снятая в 80-х годах. В те годы был популярен польский фильм «Приключения амазонок», на сеансы нельзя было попасть – такие были очереди. Я пришел в кинотеатр со своей девушкой. Мы не смогли купить билет на «амазонок», и пошли на сказку. В полупустом зале сидело всего 5-6 детей. «Бесконечная история» меня просто потрясла: мальчик, находясь в реальности спасал страну Фантазию, и спас ее. И это до сих пор один из моих любимых фильмов.
– Вы много работаете, интервью, встречи, съемки. Как вы отдыхаете, приходите в себя?
– Недавно я десять дней провел в Китае и, честно сказать, устал отдыхать. Для меня это было убийственным. Я заболел и лечился там иглоукалыванием – для поднятия тонуса. Я трудоголик, много работаю. Отдых для меня – это встречи и общение с друзьями, поездки с разными людьми. Место не имеет значения: это может быть и Урюпинск, и Лондон, и Владивосток – любое приятное место. Там, где тебе комфортно: в душевной бане с друзьями или купание на речке, в пруду. Либо совместный просмотр фильмов, спектаклей.
Для меня отдых это не напиться «до упаду», чтобы не помнить, как тебя зовут. Отдых должен быть в общении. Это роскошь человеческого общения, удовольствие от общения с близкими людьми, которых ты любишь.