До революции Иркутск называли Восточным Парижем, Сибирским Петербургом, Сибирскими Афинами. Местные жители называют город серединой земли или столицей Прибайкалья. Это один из немногих городов, которому удалось сохранить свой исторический облик.
Торговый, промышленный и – ссыльный
6 июля 1661 года по заданию енисейского воеводы отрядом Якова Похабова был заложен Иркутский острог. Своим названием город обязан реке Иркут, впадающей в Ангару. Именно в этом месте и началась история Иркутска.
Место основания было очень удобным и выгодным: плодородная земля, большое количество диких животных, рыбы. Иркутск стоял на пересечении основных торговых путей между Западом и Востоком. Старое написание названия – "Иркуцкъ".
В 1686 году Иркутску присваивают статус города. В 1701 году появилось первое каменное здание – приказная изба.
Став городом, Иркутск стремительно развивал промышленность и торговлю – появляются мельницы, работают мастера-краснодеревщики, чьи работы славились в самом Петербурге. Материалами для изготовления мебели служили необычные таежные деревья. Также строятся заводы, изготавливаются кареты, появляются различные товары из Азии и Европы. За короткий срок город стал одним из самых важных в плане торговли и промышленности городов.
В девятнадцатом веке Иркутская область из-за суровых морозов и короткого лета стала центром каторги и ссылки. Арестанты внесли огромный вклад в историю города – декабристы, сосланные сюда, открывали здесь школы и для мальчиков, и для девочек, несли просвещение в народ. Наиболее знаменитыми были семьи Волконских и Трубецких. Дома, где они проживали, в настоящее время – это музеи и памятники архитектуры и культурного облика города.
"Геральдический бабер"
Герб Иркутска утвержденный в 1977 году, представляет собой серебряный щит, на котором изображен "черный бабр с червлеными глазами, держащий в пасти червленого соболя". Бабр – древнее обозначение пантеры, тигра или ягуара. В качестве геральдической фигуры использовался с семнадцатого века на гербе Якутска. При утверждении герба Иркутска в 1878 году была допущена ошибка – вместо "бабр" написали "бобр", и животному пририсовали перепончатые задние лапы и большой плоский хвост. В итоге получилось новое мифическое животное, которое и назвали "Геральдическим бабром". Ошибочное название просуществовало 119 лет – вплоть до 1997 года, теперь же на гербах Иркутска и Иркутской области изображено животное, похожее на куницу, а не на тигра.
Бульвар Гагарина
Этолюбимое место всех горожан и гостей города. Бульвар Гагарина – пешеходная улица, набережная Ангары, названная в честь великого космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина. Ему же на набережной установлен памятник. Напротив него расположен речной вокзал, где в летний сезон ходят два прогулочных пассажирских теплохода. Протяженность бульвара – чуть больше двух километров, все это – прогулочная озелененная зона. Центр бульвара – это площадь на пересечении с улицей Карла Маркса. Здесь установлен памятник Александру III, указом которого была построена Транссибирская магистраль. На площади проходят концерты, посвященные Дню города, Дню Победы и прочим праздникам.
Бульвар Гагарина раньше назывался "Университетской Набережной". Сейчас здесь расположены факультеты Иркутского Государственного Университета – факультет филологии и журналистики, факультет истории и психологии. Также на набережной есть Белый Дом – библиотека ИГУ, главный корпус университета, факультеты математики, физики и другие. Именно поэтому здесь так любят гулять студенты – ждать пары, читать учебники в тени деревьев или просто возвращаться домой после учебы.
Остров Юность
Напротив бульвара Гагарина находится остров Юность. Попасть туда можно по красивому пешеходному мосту через Ангару. На острове находятся рестораны и кафе, детские городки и концертная площадка – здесь проходят концерты местных рок-групп и различные фестивали. Также на Юности есть детская железная дорога – одна из главных достопримечательностей Иркутска. Все здесь делают дети – и управляют поездами, и продают билеты, и помогают пассажирам. Тут же находится музей, посвященный железной дороге.
Нижняя (Цесовская) набережная
Бульвар Гагарина плавно переходит в Нижнюю набережную – дорогу, проложенную вниз по руслу реки. Здесь расположены одни из главных достопримечательностей города – памятник основателю Иркутска Якову Похабову, Триумфальная арка "Московские ворота" и Вечный огонь.
Протяженность улицы – 900 метров. На пешеходной зоне, оборудованной скамейками, также есть смотровая площадка, которая соединяется с Аллеей Ветеранов и так называемым Мостом Поцелуев, где прикреплены замочки с именами от влюбленных пар. Триумфальная арка "Московские ворота" впервые была установлена в 1813 году на выезде из города по Московскому тракту. Но в 1911 году власти решили снести памятник, потому как его реконструкция обходилась слишком дорого. Однако, в 2011 году арка была возведена вновь, к 350-летнему юбилею Иркутска. Нижняя набережная – тоже одно из любимых студентами мест. Здесь расположены корпусы Иркутского Педагогического Института и его общежития.
130-й квартал
130 квартал – это историческая зона города, восстановленная точь-в-точь так же, какой она была много лет назад. Отреставрированы старинные постройки, возведенные еще в 18 веке. В некоторых из этих домов находятся музеи – например, музей Сибирской железной дороги, Ремесленное подворье, "Окно в Азию" и многое другое. Помимо музеев, здесь работает много ресторанов, оформленных в старинном русском стиле. На территории Иркутской слободы, как еще называют 130-й квартал, есть одно место, где жители и гости города любят загадывать желания. Это круг желаний – металлический диск, на котором написано: "Иркутск 350 лет". На него нужно встать, три раза повернуться против часовой стрелки, бросить монетку и загадать желание. И говорят, что оно обязательно сбудется!
Расположен 130-й квартал в центре города, в районе улиц Седина и 3 июля, напротив музыкального театра им. Загурского.
Центральные улицы города
Одним из любимых маршрутов жителей и гостей города считается прогулка по центральным улицам Иркутска – Ленина, Карла Маркса и Урицкого.
Первая из них – это центральный транспортный узел, отсюда можно доехать в любую точку города. Здесь расположена площадь у стадиона "Труд" с самым большим цветомузыкальным фонтаном. Кстати, это любимое место встреч влюбленных. По улице Ленина каждый год, летом, проходит городской карнавал, который собирает все больше и больше участников и зрителей. Рядом находится памятник Ленину, а напротив него – старинное здание бывшего Русско-Азиатского банка, в котором сейчас работает городская поликлиника. На этой же улице расположены: Театр Юного Зрителя, Художественный музей и многие другие примечательные здания. С улицей Ленина пересекается еще одна центральная – улица Карла Маркса. Начинается она от Центральной набережной. На этом проспекте расположены многочисленные магазины, бутики, рестораны, кинотеатры, различные интересные памятники – например, такой, как памятник туристу. Это центральная и самая многолюдная улица, в ноябре 2013 года по ней проходила эстафета Олимпийского огня. И завершает этот маршрут пешеходная улица Урицкого, расположенная в историческом центре, между улицами Фурье и Литвинова. Здесь тоже сосредоточены различные магазины и рестораны, а так же необычные памятники – такой как памятник виолончели.
Микрорайон Солнечный и ледокол "Ангара"
Рядом с ГЭС расположен один из элитных районов города – микрорайон Солнечный. Это озелененное и ухоженное место, здесь очень спокойно и красиво. В Солнечном находится корабль-музей – паровой ледокол "Ангара", один из пяти пароходов дореволюционной постройки. Ледокол был спущен на воду еще в 1900 году. Он прошел и Октябрьскую революцию, и Великую Отечественную Войну – в это время он перевозил по Байкалу баржи с рыбой. Зимой 1962 года ледокол был выведен из состава флота в связи с "моральным износом". Несколько лет судно простаивало, позже было решено разрезать его на металл, но спасло его то, что пароход при переводе в порт сел на мель. В таком полузатопленном состоянии судно простояло еще несколько лет. И только в 1990 году, после капитального ремонта и реставрации, ледокол "Ангара" был поставлен на вечную стоянку в Иркутском водохранилище. В данный момент на судне располагается музей, посвященный не только самому пароходу, но и истории всего российского флота.
Транспорт Иркутска
Иркутск – это шестой по величине город в Сибири, расположенный на берегу Ангары, в 66 км от Байкала. Это крупный железнодорожный узел Транссибирской магистрали. В городе есть два вокзала – Иркутск-Пассажирский и Иркутск-Сортировочный – место остановки всех пассажирских поездов и пригородных электричек. Также с вокзала отправляются туристические экскурсионные поезда "Кругобайкальский экспресс" и "Байкальский круиз", которые держат свой путь по знаменитой Кругобайкальской железной дороге.
В черте города расположен аэропорт, который работает с 1925 года. Он осуществляет регулярные и чартерные рейсы. Также осуществляются международные рейсы – в Индонезию, Вьетнам, Индию, Китай, Корею, Киргизию, Монголию и ряд других стран. Это единственный региональный аэропорт в стране, где работают регулярные рейсы в Улан-Батор. Также есть рейсы, у которых нет аналогов – в Усть-Илимск, Ербогачён, Бодайбо, Мама, Киренск, Казачинское, Кырен (север Иркутской области).
Через Иркутск проходят федеральные трассы М53, М55 и АН6.
С правого берега Ангары уходят автобусы в Листвянку (по Байкальскому тракту), поселок Усть-Ордынский, Усть-Уду.
Есть в Иркутске и речной транспорт. В районе городской набережной расположены два речных вокзала: "Ракета" для экскурсионных туров в сторону Байкала и речной вокзал для сообщения по Ангаре ниже плотины. Летом регулярно транспорт ходит в Братск и поселок Большие Коты.
В городе действует 98 автобусных, 10 троллейбусных и пяти трамвайных маршрутов, которые связывают с центром удаленные районы города, кроме Ленинского округа.