Накануне Краснодарский академический театр драмы показал на большой сцене свою вторую в этом сезоне премьеру - комедию "Нахлебник" по пьесе Ивана Тургенева в постановке главного режиссера театра Алексея Ларичева.
История "Нахлебника" разворачивается в декорациях Ирэны Ярутис (она же – автор костюмов), сообщает пресс-служба краевого департамента культуры. За пологом осенней листвы скрыта усадьба, за усадьбой сад, где в ожидании приезда господ чересчур громко резвятся дворовые девки. В доме после шестилетнего отсутствия ждут из Петербурга хозяйку-помещицу Ольгу Петровну Елецкую (Екатерина Сокольникова) с мужем, Павлом Николаевичем Елецким (Арсений Фогелев). В имении на правах шута еще со времен отца Елецкой обитает нахлебником бедный дворянин Василий Семеныч Кузовкин (Анатолий Горгуль). Пока хозяйка занята, ее супруг в компании соседа-помещика Флегонта Александрыча Тропачева (Александр Тихонов) потешается над стариком Кузовкиным.
И все просто: вот стерильно-добрая и слабая хозяйка и ее отец-старик, вот - гротескное зло в лице супруга с новообретенным приятелем-помещиком. Вот - черное, вот - белое, вот - аз, вот - буки... Но в большом театре или кино, в настоящей литературе основная игра строится на полутонах, "доставать" которые из-за "ширмы" действия - задача не самого зрителя, а актера. И здесь за всю труппу справляется Анатолий Горгуль, порой рассказывающий историю своего героя то играючи, то щемяще-трогательно, то с той отрешенностью, которую сторонний человек воспримет как отсутствие увлеченности ролью, а человек театра - как высший пилотаж.
Немного истории.
В 1847 году Тургенев вместе с Полиной Виардо уехал во Францию, где жил в замке Жорж Санд. "Нахлебник" (вместе с "Холостяком") вышел из-под пера Ивана Сергеевича в 1848-м: роль Кузовкина задумывалась писателем как бенефис великого русского артиста Михаила Щепкина - того самого, чье имя сейчас носит известное на весь мир театральное училище. Год спустя "Нахлебник" был поставлен для домашнего спектакля Щепкина, а затем на 13 лет оказался под цензурным запретом как пьеса, оскорбляющая дворянство. К нему обратились лишь в 1862-м: в Александрийском театре и на Орловщине, родине Тургенева, где "Нахлебника" поставили под названием "Чужой хлеб".