Вчера, 21 июля, в музее им. Н.Островского в Сочи открылась выставка «Полет Золотого Журавля», где представлены кимоно XIX-XXI веков из частного собрания Надежды Мирошиной и Александры Барковой (Москва).
Самым старым предметом является пояс оби с драконами (не позже середины XIX века). Также на экспозиции представлены свадебное кимоно дочери самурая (сер. XIX века), кимоно для новорожденного мальчика (рубеж XIX-XX веков), кимоно гейши «Осенний ручей» (нач. ХХ века).
Подлинным раритетом является пояс оби начала ХХ века с изображением фантастической прогулки на аэропланах, сообщает пресс-служба управления культуры Сочи.
Кроме того, посетители смогут увидеть два свадебных кимоно матери новобрачных первой пол. ХХ века, одно из которых принадлежало даме из самурайского клана Киккава, парадный пояс мару оби, длина которого составляет 4 метра, а вес - более килограмма.
Помимо кимоно на выставке представлены театральные гравюры Утагавы Кунисады (Тоекуни III), 1864 г., изображающие актеров театра кабуки в их ролях. Также можно увидеть гравюры начала ХХ века с рисунками для круглых вееров учива.
Коллекция «Тысяча и одно кимоно» Надежды Мирошиной и Александры Барковой была представлена на фестивале «Япония: Пути совершенства» (Государственная Третьяковская галерея, сентябрь 2008), в интерактивном проекте «Art of War: Оружие и доспехи самураев» (музей Востока, ноябрь 2008 - март 2009), на первом весеннем фестивале японской культуры «Сакура» (Международная выставочная компания, апрель 2009), на выставке «Путь Ветра» (Академия управления МВД РФ, июнь-июль 2009), на VIII Всероссийском конгрессе этнографов и антропологов (Оренбург, июль 2009).
Принципом формирования коллекции является не столько поиск музейных раритетов, сколько создание собрания, отражающего все аспекты культуры кимоно: от подлинных произведений искусства, которые японская женщина надевает лишь раз в жизни, до повседневных кимоно, в которых есть своя неброская красота.
Собирательницы видят свою миссию в приближении культуры кимоно к России. Кимоно должно перестать быть недоступной сказкой; и сейчас, благодаря активной деятельности владелиц коллекции, о кимоно можно многое узнать и научиться надевать. Александра Баркова проводит на выставке экскурсии, в ходе которых некоторые современные кимоно даже можно надеть.
Выставка продлится до 10 сентября 2009 года.
Справка:
Александра Баркова - кандидат филологических наук, доцент Института истории культур (Москва). Культуру Востока преподает с 1990 года, в 1993-1998 годах в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества ею был прочитан курс «Культура стран буддизма». Ее книга «Тибетская живопись» (первая часть - перевод Ю.Н. Рериха, вторая часть - «Буддийская живопись в собрании Международного Центра Рерихов») была дипломантом конкурса АСКИ «Лучшие книги 2001 года».
В настоящее время ею прочитан спецкурс «История кимоно XVI-XX веков», на VIII Конгрессе этнографов и антропологов России зачитан доклад «Особенности ношения кимоно в России», на основе которого готовится статья для академического журнала «Человек».
Просветительская деятельность Александры Барковой высоко оценена Итиро и Юкой Вада, возглавляющими крупнейший в мире антикварный магазин кимоно «Итироя» (Осака, Япония). Они называют русскую собирательницу настоящим послом японской культуры.