Значительная доля выступлений на конференции в этом году была так или иначе посвящена теме маркетинга и продвижения туристических возможностей российских регионов, которая становится на сегодняшний день особенно актуальной, ввиду растущей конкуренции как со стороны давно известных, так и новых туристических направлений.
Вниманию участников конференции были представлены удручающие цифры отчета Всемирного Экономического Форума (WEF) по сравнительной конкурентоспособности России в секторе туризма, подготовленного компанией Бауман Инновейшн. В докладе был сделан особый акцент на очень низкой позиции РФ в области маркетинга туристических возможностей (122 место из 133 в 2009 году), плохом имидже страны по отношению местного населения к иностранцам (131 место из 133), низкой эффективности государственной политики в отрасли (127 из 133).
Киселева Елена, руководитель консалтинговой практики "Туризм и гостеприимство" компании Strategy Partners, отметила, что, при наличии колоссальных туристических ресурсов, в большинстве российских регионов маркетинговая политика в принципе отсутствует, и представила разнообразные практические рекомендации относительно того, как регионам следует разрабатывать стратегии продвижения своих туристических возможностей, какие инструменты использовать, сколько тратить и как управлять реализацией маркетинговых программ.
Доклады участников от регионов – Марины Друтман (Калининградская область, заместитель Министра промышленности), Ольги Чернеги (Великий Новгород, исполнительный директор НП "Офис туризма Великого Новгорода") – выявили интересную тенденцию, что даже при отсутствии значимой государственной поддержки на федеральном уровне, активная позиция регионов может существенно улучшить ситуацию в туристическом секторе. Калининградская область представила свои приоритетные направления развития, в том числе в сфере маркетинговой политики, Ольга Чернега поделилась выдающимся опытом региона по созданию и функционированию офиса по туризму.
На конференции также выступили: Дмитрий Ильин (Affiliate Member, UNWTO) c докладом об основных тенденциях в мировом и российском туризме, Александр Арутюнов (президент ВАО "Интурист") с докладом о перспективах и планах развития холдинга, Дмитрий Колесников (Председатель Совета Директоров Холдинга Югра Сервис) с рассказом о практическом опыте развития туристического бизнеса в регионе и за его пределами, Максим Лозовский (директор Strategy Partners) c презентацией о возможностях частно-государственного партнерства в российских регионах в сфере туризма, Виктор Кружалин (директор Института комплексных исследований МГУ им. М.В. Ломоносова) и многие другие.
Отдельно была представлена презентация нового телеканала "Моя Планета", фокус которого сделан на передачах о туристических возможностях России. Руководство телеканала рассказало о перспективных направлениях сотрудничества, в том числе с российскими регионами в области развития туристической индустрии.
Завершил конференцию семинар, организованный компанией "Конкретика", в рамках которого участникам была представлена информация по созданию и продвижению туристических брендов и маршрутов, факторах инвестиционной привлекательности в условиях кризиса.