Туристы бывают разные: для кого-то самый милый отдых на жарком пляже у синего моря, других тянет на экскурсии да по музеям, а третьи предвкушают азартный шопинг. Но есть кое-что, объединяющее всех: каждый человек каждый день что-нибудь ест и пьет. Поэтому, наверное, идея гастрономического туризма оказывается практически универсальной, подходящей для всех.
Между тем этот веселый и привлекательный туристический жанр далеко не так прост, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, для его развития нужно иметь гастрономический турпродукт. Отдельно взятые выдающиеся огурцы из деревни нашего детства или дивные вареники с вишнями и сметаной от бабушки Маши вполне могут быть гастрономическими шедеврами, но для комплексного туристического продукта, который можно с успехом предлагать рынку, этого мало.
Колбасные музеи
Обычно турпродуктом становится кухня отдельного региона, при этом величина территории особого значения не имеет. Гораздо важнее комплексный подход. Какой-нибудь крохотный итальянский городок с небольшими окрестностями будет местом паломничества разноязыких туристов только потому, что там стряпают фантастическую пасту с уникальным соусом, вкуснейшую колбасу делают по секретному фамильному рецепту последние три с половиной столетия, а рядом растут артишоки, которые в тушеном виде заставят вас позабыть обо всем на свете. В таких ситуациях становится предельно ясно, что не бывает итальянской (французской, испанской) кухни вообще; каждая национальная кухня представляет собой пеструю мозаику гастрономических реалий на местном уровне.
Сейчас гастротуризм активно развивается не только в Италии, но и во Франции, Германии, Финляндии, Венгрии. То же самое можно наблюдать в Таиланде, Индонезии и на Филиппинах. То же самое может быть и в России: традиционная кухня Кубани наверняка отличается от рязанской или, допустим, карельской, надо только это показать – конкретно и вкусно.
Это и есть один из очевидных секретов успешного гастротуризма. Региональная кухня всегда конкретна. Она состоит из типичных для этих мест исходных продуктов и кулинарных технологий. Остается их выявить и оформить, или, как говорят сейчас в народе, брендировать.
Очень эффективный коммерческий прием – официально зафиксировать для какого-нибудь традиционного продукта (вина, сыра, овоща или фрукта) так называемое «наименование, контролируемое по происхождению». Специальные органы контролируют соблюдение определенных правил и ограничений при производстве того или иного продукта. В итоге он становится качественнее и превращается в узнаваемый символ местности.
Впрочем, довольно часто примерно такого же результата можно добиться и без формального патентования. Скажем, в Берлине есть свой городской специалитет, карривурст (Currywurst) называется. Этой простецкой, казалось бы, колбаске под пряным соусом в столице Германии посвящен целый музей, попробовать ее можно на каждом углу. А в некоторых странах отдельным любимым продуктам даже памятники ставят – как, например, женьшеню в Южной Корее.
Заночевать поближе к кухне
Во-вторых, для развития гастротуризма нужна определенная инфраструктура. Выдающиеся огурцы не растут вдоль федеральных автомагистралей, к ним ведь надо как-то добраться. Да и переночевать где-нибудь поблизости хорошо бы, иначе к этим огурцам не всякий решится путешествовать.
Как все это обустроить, тоже давно известно. Виноделы устраивают гостевые комнаты в своих фамильных усадьбах или даже строят поблизости небольшие отельчики. Гостям они демонстрируют симпатичные виноградники и внушительные винные погреба. А после неизменной дегустации с комментариями хозяина туристы, потрясенные новыми знаниями и ощущениями, торопятся прикупить пару-тройку бутылок из наиболее понравившегося.
Сыровары тоже практикуют ознакомительные экскурсии для любознательных: на глазах у изумленной публики молоко из громадного медного котла за какие-нибудь час-полтора превращается в огромные сырные круги. На многих альпийских курортах к образцово-показательным сыроварням примыкают ресторанчики с традиционной региональной едой и опять-таки гостевые комнаты.
Кондитеры не только с профессиональной гордостью показывают свое виртуозное мастерство, но и обучают всех желающих нехитрым приемам шоколадного дизайна.
Отличная придумка последних десятилетий – агротуризм. Затюканные стрессом горожане с восторгом окунаются на несколько дней в не слишком известную им деревенскую жизнь. Только не в беспросветные будни нашего несчастного села, а в хорошо организованную среду, где элементы краеведческого музея с фольклорным бытом удачно сочетаются с современными удобствами и хозяйскими мастер-классами по приготовлению традиционной местной еды.
Куда мы едем на обед?
Наконец, в-третьих: информацию о реальных гастрономических достопримечательностях конкретного региона нужно донести до потенциального потребителя-туриста. Туроператоры с турагентствами не могут справиться с этой большой и затратной задачей в одиночку. Нигде, ни в одной стране мира. Это направление они всегда и везде развивают совместно со смежниками на рынке при поддержке государственных структур.
Продвигая всевозможные гастрономические фестивали и праздники, региональные туристические офисы в Австрии очень плотно сотрудничают с местными производителями всего, что можно съесть и выпить. Производители с удовольствием участвуют в этом увлекательном деле, и легко предположить, по какой причине: в туристе они совершенно справедливо видят покупателя их еды и напитков. Моментально подтягиваются спонсоры, никакого вроде бы отношения к туризму не имеющие, те же банки, например. Их расчет тоже понятен: турист с хорошим аппетитом неизбежно будет потреблять и финансовые услуги, так что лучше примелькаться ему со своим логотипом.
Оттого-то, к примеру, в какой-нибудь австрийской Каринтии или Штирии такое немереное количество специализированных буклетов и путеводителей, подробнейших карт и проработанных маршрутов, посвященных одной большой и важной теме – гастротуризму.
…Если честно, в России пока нет ни качественного гастрономического турпродукта, ни подходящей для него инфраструктуры, ни грамотной рекламной информации по этому поводу. Но все это будет, никаких сомнений. А вот когда – зависит от нас с вами.
Анатолий Гендин, Информационное агентство Локатор, Москва
Фото: Локатор