Крым сейчас рассчитывает, в основном, на российских туристов. Полуостров взялось раскручивать государство, обратили на него внимание и федеральные туроператоры. Кроме того, было объявлено и о дотационных авиарейсах. А как же на все реагируют туристы?
Неудивительно, что Крымом заинтересовались новые игроки. На сегодняшний день еще два туроператора заявили о своем интересе к направлению – "Библио Глобус" и "Южный крест". Обе компании открыли на полуострове свои офисы — в Севастополе и Ялте соответственно, и уже предлагают туристам полноценные "пакеты". Но без чартеров.
Турпакет в июле для двоих москвичей обойдется в 40-60 тысяч рублей (проживание в отеле уровня "три звезды",питание – полупансион). Из других российских городов подобный тур обойдется от 70-85 тыс. рублей и выше.
– Рейсы запланированы вплоть до 29 октября из обеих столиц, а также ряда региональных городов. Будет задействовано несколько перевозчиков, в том числе, "Трансаэро", на бортах которого у нас имеются жесткие блоки мест из Москвы в Симферополь. Законтрактовано порядка 200 отелей, еще более 100 договоров с гостиницами будет подписано в ближайшее время, – рассказал, управляющий директор компании "Библио Глобус" Александр Туголуков
Из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Ростова-на-Дону, Челябинска, Нижнего Новгорода, Уфы и Перми турпакеты предлагают только с перелетом под запрос на регулярных авиарейсах. Среди перевозчиков "Трансаэро", "Аэрофлот", "Уральские авиалинии", Red Wings, UTair, S7, "Вим Авиа", "Ак Барс Аэро" и другие.
Оператор "Южный крест" предлагает перевозку и отели как в составе тура, так и по отдельности. Пока все перелеты доступны под запрос.– Мы предлагаем турпакеты в Крым из Москвы, Петербурга и всех городов, откуда приходят заявки агентств: из Нижневартовска, Новокузнецка, Кемерово, Сургута и так далее. Одновременно ведем поиск авиакомпаний и партнеров среди туроператоров для запуска чартерных программ, рассматриваем варианты приобретения блоков мест на регулярных рейсах. Если удастся договориться о выгодных условиях перевозки, то планируем отправлять в Крым по 100 человек в неделю, – рассказал гендиректор компании "Южный крест" Дмитрий Фесик.
Однако, по мнению экспертов отрасли, новые игроки не смогут серьезно изменить расстановку сил на направлении.
– Выход крупных выездных туроператоров на внутренний рынок был бы более перспективным, если бы они сразу поставили чартеры и начали продавать бюджетные пакетные туры. Сейчас этого нет, поэтому позиции "старых" игроков по внутреннему туризму, на мой взгляд, намного сильнее: программы новичков им сильно уступают, – считает гендиректор "Туристической сети Каприз" Игорь Ясырев.
Гендиректор туроператора "Дельфин" Сергей Ромашкин рассказал, что в 2013 году Симферополь принял 350 тысяч туристов, которые прилетели в город на самолете. Остальные 2,5 млн человек прибыли на полуостров на машинах и поездах, то есть добираться в Крым на самолете привыкла очень малая часть общего потока.
– Несмотря на это новые туроператоры сделали ставку именно на авиаперевозку, в итоге цены на их пакетные предложения не соответствуют ожиданиям туриста, привыкшего к низкобюджетному крымскому отдыху, – заключил эксперт.
Отели "простого уровня"
Сейчас Крым располагает более 825 крупными гостиницами. По словам президента Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя Бориса Зелинского, половина всех объектов – простого уровня с невысокой стоимостью размещения. В среднем цена двухместного номера в отеле уровня "две звезды" составляет от 700 до 1000 в день с человека (трехразовое питание и лечение, если оно предполагается). Размещение в гостинице "три звезды" обойдется от 1000 до 2000 рублей с человека в день.
Отелей уровня "четыре звезды" и "пять звезд" заметно меньше. Зато там встречается система "все включено" и шведский стол, в то время как в других объектах размещения данный тип питания не предусмотрен.
Также в Крыму действуют более 4 тыс. мини-отелей. Но, по словам Зелинского, туроператоры редко предлагают их своим клиентам: зачастую эти гостиницы строились с нарушением противопожарных и других норм.
Спрос
По оценкам Бориса Зелинского ежесезонный турпоток на Крым раньше составлял 6 млн туристов. Из них 65-70% составляли граждане Украины, а 25% – россияне. Учитывая, что украинцы в этом году на курорт вряд ли поедут, российские власти заинтересованы в том, чтобы не только восстановить прошлогодний турпоток из России, но и превысить его в два-три раза. Однако эксперты уверены, что обеспечить такую цифру не удастся даже несмотря на все предпринятые властями меры. Имеются в виду не только субсидирование перевозки и ввод в продажу "единого билета до Крыма", но и "не рекомендация" выезда за рубеж для сотрудников МВД, МЧС и прокуратуры.
Туроператоры, которые работали с Крымом не первый год намерены удержать спрос хотя бы на прошлогоднем уровне.
– Спрос непостоянен: до 22 февраля продажи шли на уровне прошлого года, затем, в связи с событиями на Украине, бронирование приостановилось на месяц, но буквально через час после того, как Путин объявил о присоединении Крыма, заявки снова пошли. В итоге по сравнению с концом мая 2013 года у нас отставание по продажам на 25%, однако в течение мая-июня мы восстановим позиции, – отметил гендиректор компании "Дельфин" Сергей Ромашкин.
Как рассказала коммерческий директор туроператора "Алеан" Оксана Булах, если сравнивать средние продажи в день, то они достигают и иногда превосходят уровень аналогичных майских дат 2013 года. Но если оценить совокупный объем на конец мая, то разрыв с показателями прошлого года очевиден.
– Что будет дальше, во многом зависит от перевозки: ряд авиакомпаний реализовали билеты по программе субсидирования фактически за одну ночь, соответственно многие туристы, откладывавшие покупку тура в Крым, сейчас встали перед выбором – купить билет по полной стоимости, пересесть на поезд или отказаться от поездки. С другой стороны, в ряде городов растет общее количество крымских рейсов, а это может позитивно сказаться на стоимости авиабилетов, – оценила перспективы эксперт.
По словам турагентов, отдыхом в Крыму россияне стали интересоваться чаще, но не покупать туры.
– Однозначно спрос на внутрироссийский отдых в этом году возрос, по нашим оценкам на 40%, но по всем курортам. Продажи именно Крыма, на мой взгляд, выросли максимум на 10%. И произошло это не за счет возросшего интереса к направлению, а за счет силовиков, которым власти запретили выезжать за границу, а также бюджетников и военноослужащих, которым возмещают расходы на дорогу. Что касается остальных, то их единицы, ведь Крым предлагает низкобюджетный отдых для невзыскательных туристов, в то время как цена на него сегодня кусается, – рассказал гендиректор сети турагентств "Каприз" Игорь Ясырев,
Вопрос в перевозке
Проблема доставки отдыхающих на полуостров в этом курортном сезоне представляет главную опасность для турпотока. Около 85-90% россиян привыклидобираться на курорт поездами или на машинах. Но оба варианта стали практически недоступными после того, как Украина запретила въезд на свою территорию россиянам мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет. Да и вообще военный конфликт не располагает к транзиту через территорию соседей.
В качестве альтернативы РЖД предложили "единый билет" до Крыма. Стоимость его колеблется в зависимости от курорта в пределах 150-880 рублей. Их нужно заплатить сверху к стоимости железнодорожного билета. Логистика такова: турист добирается на поезде до Анапы или Краснодара, оттуда на автобусе едет до переправы "Кавказ"- "Крым", затем на пароме до Керчи, и снова на автобусе уже до места назначения. Но переправа пока не справляется с потоком туристов.
В то же время власти запустили программу государственного субсидирования авиаперевозок. Обещанные Росавиацией цены очень привлекательны: от 2 тысяч рублей (из Самары) до 6,8 тысяч рублей (из Иркутска).
По замыслу властей, за 5 месяцев планируется льготно перевезти всего лишь 200 тысяч туристов. Но совокупный российский турпоток в Крым составляет 1,5-2,5 млн человек ежегодно, то есть программа охватит всего 10% турпотока.
Причем по условиям программы субсидирования не все места в самолете будут продаваться по низким ценам. Так, перевозчик "Ак Барс Аэро" заявил, что только 10 кресел каждого борта из Казани в Симферополь будут льготными, а у "Якутии" на рейсе из Иркутска таковых 35. Сразу возникает вопрос, а кто и как будет распределять эти билеты?
– Пассажир должен будет лично прийти в нашу кассу, предъявить паспорт на себя и своих родственников. Если кассир увидит, что человек действительно приобретает билеты для себя и своей семьи, то он их продаст. Просто прийти с несколькими паспортами и скупить дешевые билеты не получится, – сообщил коммерческий директор авиакомпании "Ак Барс Аэро" Феликс Козлов. При этом забронировать субсидированные билеты в режиме онлайн невозможно. Такой же политики придерживается и авиакомпания "Сибирь".
На сегодняшний день авиаперевозчики начинают открывать продажи по программе.
– 22 мая мы запустили продажу билетов по льготным тарифам из Самары, Нижнего Новгорода, Челябинска и Екатеринбурга, и за первый день большая часть из них была раскуплена, причем на весь сезон. В системе бронирования остались единичные билеты на отдельные даты, их все еще можно приобрести, – сообщил пресс-секретарь "Уральских авиалиний" Сергей Антонов.
P.S. Ростуризм рекомендует туристам, отправляющимся на отдых в Крым, брать с собой необходимое количество наличных средств из-за возможных проблем с использованием банковских карт. По данным Банка России по состоянию на 20 мая, в Крыму и городе федерального значения Севастополь снять деньги с карт Visa и MasterCard можно в 56 банкоматах и 10 пунктах выдачи наличных кредитных организаций.
По материалам портала Profi.Travel