В этом городе, стоящем на месте слияния рек Самара и Волга, находится самое высокое здание железнодорожного вокзала и самая большая площадь в Европе, вырыт самый глубокий бункер в мире. Самара – родина "Жигулевского" пива. Здесь находится одна из самых известных в России шоколадных фабрик. А еще Самара – один из самых засекреченных городов Советского Союза, где расположены предприятия авиационно-космической отрасли.
В разные годы в Самаре жили и творили известные художники – Василий Суриков, Илья Репин, Иван Айвазовский, – и знаменитые писатели – Максим Горький и Алексей Николаевич Толстой. В 2018 году здесь пройдут матчи чемпионата мира по футболу, к которому местные власти обещают обновить гостиничную, досуговую и конгрессную инфраструктуру города.
Пару слов об истории
Самое раннее письменное упоминание об этом населенном пункте было сделано арабским путешественником Ибн-Фадланом (только представьте себе) в 921 году – немногим позже, чем официальная дата основания российской государственности! Венецианские купцы Пицигано отметили на своей карте в 1367 году город-пристань Samar. Официальная историография считает датой основания населенного пункта 1586 год. Именно тогда по приказу русского царя Федора Иоанновича воевода князь Григорий Засекин на левом возвышенном берегу Волги при слиянии с рекой Самарой была построена крепость. Административное значение населенного пункта возросло с образованием Самарской губернии в 1851 году. С этого времени в течении более чем полутора веков город носит статус столицы одного из наиболее экономически мощных регионов России. С конца XIX века город известен как один из крупных центров торговли страны и "хлебная пристань России". С 1935 по 1991 годы город носил имя советского партийного и государственного деятеля Валериана Владимировича Куйбышева. В это время он превратился в столицу авиационно-космической оборонной промышленности СССР. После окончания "холодной войны" с населенного пункта был снят гриф секретности. А чуть позже и возвращено имя – Самара.
Достопримечательности Самары
Визитной карточкой города по праву считается пятикилометровая набережная – культурный и спортивный центр на берегу Волги. Традиционно здесь проходят многие общегородские мероприятия: День города, День Победы, этапы Кубка России по разным видам спорта и прочие. С 2011 года ведется поэтапная реконструкция набережной. В 2014 году на Полевом спуске был установлен памятник строителю и первому воеводе самарской крепости князю Григорию Засекину. На Ленинградском спуске появилась бронзовая композиция "Бурлаки на Волге", повторяющая работу Ильи Репина, над которой тот трудился на самарской земле. На Некрасовском спуске открылась мемориальная композиция к 100-летию начала Первой Мировой войны – "Корабельная рында теплохода "Кашгар". На этом судне во время речного путешествия из Самары в Астрахань раненые проходили курс реабилитации.
Немалое удовольствие вам доставит пешая прогулка по историческому центру, который находится на юге населенного пункта, на правом берегу реки Самары. Здесь строения XIX – начала XX века позволят погрузиться в атмосферу купеческого города. Костел, Кирха, театры Драмы и Оперы и балета, особняка Курлиной в стиле модерн, монумент Славы, памятник Чапаеву, Ладья, Памятник отопительной батарее, Товарищ Сухов, ансамбли улиц Куйбышева, Фрунзе и Ленинградской запечатлены на множестве фотографий, сделанных туристами. Сам город изобилует поразительными по красоте храмами, принадлежащими различным конфессиям: Спасо-Возненский собор, Покровский собор, который славился удивительной росписью, к сожалению, не уцелевшей во время пожара 1977 года, готический храм на Саратовской начала XX века, Самарская хоральная синагога, возведенная в мавританском стиле. Площадь Куйбышева, расположенная в центре города, считается самой большой в Европе – целых 17,4 га! Даже московская Красная площадь на целый гектар меньше. Примечательна она не только своими размерами, но и тем фактом, что в Театре оперы и балета (огромное здание площадью 100 тыс. кв.м.) состоялась премьера известной Седьмой симфонии Шостаковича. Знаменитый композитор дописывал свое творение в Самаре после эвакуации из Ленинграда. К слову, в вам обязательно стоит побывать на спектакле одного из шести местных театров, постановки которых не один раз получали самую престижную премию страны "Золотая маска". Любители изобразительного искусства, непременно будут в восторге от экспозиций Самарского областного художественного музея.
Военный бункер и космос
Неизгладимое впечатление на экскурсантов оказывает осмотр музея "Бункер Сталина" – бывшее оборонительное сооружение, созданное в качестве резервной ставки Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР Иосифа Виссарионовича Сталина. Он расположен под зданием современной Академии культуры и искусства. Эта самарская достопримечательность – просто обязательный туристический минимум. За ничем не примечательной дверью скрывается вход в "подземелье", расположенное на глубине 37 метров. Оно считается самым глубоким сооружением времен Второй мировой. Советский бункер был построен в обстановке повышенной секретности в годы Великой Отечественной войны и не имеет аналогов в мире. Даже бункер Гитлера был на 21 м "выше". А подобные убежища Черчилля и Рузвельта располагались всего лишь на глубине в два этажа. Сам Отец народов в нем так никогда и не побывал. Убежище было рассекречено лишь в 1990 году. До сих пор все системы автономного жизнеобеспечения действуют как часы. Так что пять суток можно отсидеть здесь без риска для своего здоровья. Туристы, побывавшие в музее, тепло отзываются о замечательных экскурсоводах этой самарской достопримечательности и об их отличном знании истории Великой Отечественной войны. Поэтому обязательно готовьте каверзные вопросы – беседа обещает быть очень познавательной. Кстати, по слухам город просто изрыт множеством подземных ходов. В городской черте якобы есть еще не рассекреченные бункеры и переходы, даже под самой Волгой. И один ход будто бы ведет на другой берег реки. А в пещере Братьев Греве, которая находится в черте Самары на берегу Волги, когда-то давно заблудились в лабиринте подземных ходов и погибли двое братьев. Историю же самого города можно изучить в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П.В.Алабина (один из старейших в Поволжье) и в Музее истории Самары.
Экспозиция самого молодого музея города "Самара космическая" рассказывает о развитии авиационно-космической отрасли. Он появился в городе не так давно – в апреле 2001 года. Но юный возраст не помешал достопримечательности сразу стать неотъемлемой частью городских и областных экскурсионных маршрутов. Этот объект расположен прямо у подножия настоящей ракеты-носителя "Союз". Точнее, она украшает фасад этого здания. Пьедесталом ракеты-памятника служит само оригинальное здание, в котором находится музей. Это единственная в Европе вертикально-установленная ракета-носитель в собранном виде. Монумент установлен в начале проспекта Ленина, на площади Козлова. Он появился в честь юбилея полета Юрия Гагарина в космос и ракеты Р-7 выпускаемой в Самаре с 1958 года. Перед музеем гостей встречает пенопластовый космонавт в оранжевом комбинезоне – любимый многими "Космопупс". Экспозиция включает настоящие комплектующие ракетно-космической техники и модели ракет. А интерактивные экспонаты рассказывают посетителям о том, как эта техника работает. Так, проект "Spacebook – Карманный космос" позволит всем интересующимся узнать о космических технологиях в повседневной жизни. В частности, речь пойдет о сотовой связи, навигационных системах и интернете. А детям, без сомнения, будет интересно узнать о жизни космонавтов на орбитальной станции: как они работают и отдыхают, что едят, как моются и тренируются, какие проводят эксперименты и что из этого получается. Эта информация преподносится в виде "озвученных комиксов".
Самарские аномалии
Самым мистическим местом Самары считается обыкновенный кирпичный дом № 84, расположенный по улице имени летчика-испытателя Чкалова. Городская легенда гласит, что именно здесь в 31 декабря 1956 года и произошло необыкновенное событие. Это явление сейчас именуется "Каменной Зоей". Девушка по имени Зоя окаменела, сжимая в руках икону Николая Угодника. Якобы, она простояла без движения, еды и питья целых 128 дней. По мотивам этих событий режиссер Александр Прошкин даже снял в 2009 году картину "Чудо".
А уфологии со всех уголков страны съезжаются для исследований в Самарскую Луку и Жигули.
Родина жигулевского пива
Побывать в Самаре и не попробовать самого знаменитого местного пива – моветон. Один из старейших пивоваренных заводов страны – Жигулевский – был основан в 1881 году Альфредом фон Вакано. Сейчас это акционерное общество "Жигулевское пиво". В 1936 году здесь был придуман рецепт сорта пенного напитка, который получил название "Жигулевское". Именно в это время Центральная научно-исследовательская лаборатория пивоваренной промышленности получила распоряжение от наркома пищевой промышленности Анастаса Микояна о разработке универсального рецепта легкого светлого пива, которое могли бы выпускать по всей стране. За основу было рекомендовано взять "Жигулевское". Этот сорт, который до переименования назывался "Венским", впечатлил наркома двумя годами ранее. Советские пивовары решили использовать не только первоначальную рецептуру, но и сохранить название напитка, полюбившегося Микояну. Так "Жигулевское" пиво приобрело известность во всем Советском союзе. Сейчас при заводе расположены ресторан "У Вакано", пивбар "На дне" и фирменный магазин. Также туристы могут увидеть отреставрированные старые заводские корпуса на берегу реки.
Что посмотреть еще: Самарский академический театр драмы им. М. Горького; один из крупнейших музеев Поволжья – Самарский художественный музей; картинную галерею Арт-Портал; музей-усадьбу А.Н.Толстого; Музей самарского футбола (первый в России общественный музей футбола, большая часть экспозиции которого посвящена ФК "Крылья Советов"); Иверский женский монастырь, основанный в 1850 году, как община сестер милосердия; парк Воронежские озера; Струковский сад, который выходит прямо на берега Волги; памятник самолету Ил-2; памятник Владимиру Высоцкому; памятник Юрию Деточкину; памятник пользователю интернета; самый большой в стране памятник святым Петру и Февронии; дом-музей М.В. Фрунзе; дом-музей В.И. Ленина; Центр истории авиационных двигателей, в котором выставляется крупнейшая в мире коллекция советских и российских газотурбинных двигателей; музей Куйбышевской железной дороги; Поволжский музей железнодорожной техники.
Транспорт Самары
Самара – один из крупнейших в России транспортных узлов, через который пролегают кратчайшие пути из Центральной и Западной Европы в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. В Самаре есть международный аэропорт "Курумоч", Куйбышевская железная дорога, федеральные автомобильные трассы и речной порт.
По территории Самарской области и областного центра проходят федеральные автотрассы: M5 E 30 AH6 "Урал" Москва – Самара – Уфа – Челябинск, по которой перевозят грузы из Европы на Урал и в Сибирь, и А300 E 121 AH63 Самара – Уральск – Актобе – Шымкент, связывающая Россию с Республикой Казахстан и государствами Средней Азии. Также имеются дороги регионального значения: Р178 Саранск – Ульяновск – Димитровград – Самара; М5 "Урал" Самара – Оренбург; Р225 Самара – Бугуруслан; Р226 Самара – Пугачев – Энгельс – Волгоград.
Самарский железнодорожный вокзал – самое высокое здание вокзала в Европе и крупнейший вокзал в России, который был построен в 2001 году. Высота здания со шпилем составляет ни много ни мало – 110 метров! И поезда проезжают прямо под ним. Более того, во время строительства курирование составов не было прекращено. Туристы любят подниматься на здешнюю смотровую площадку на высоте 64 метра, которая представляет собой балкон вокруг купола вокзального комплекса. Отсюда, с высоты птичьего полета, открывается отличный вид на город. С вокзала ходят поезда дальнего следования в Москву, Санкт-Петербург, Саратов и прочие города страны. Пригородные электропоезда курсируют на участках Самара – Похвистнево – Абдулино, Самара – Курумоч – Жигулевское Море – Тольятти – Отвага, Самара – Сызрань.
В городе действует Центральный автовокзал, с которого осуществляется междугородное и международное автобусное сообщение. Также населенный пункт имеет прямое автобусное сообщение с Москвой, Баку, Йошкар-Олой, Казанью, Оренбургом, Пермью, Саратовом и другими городами. Помимо центрального вокала внутриобластные автобусные рейсы отправляются от автостанции "Аврора" и Пригородного автовокзала.
Международный аэропортом "Курумоч" принимает большинство типов воздушных судов. Регулярно отсюда выполняются прямые рейсы в Москву, Оренбург, Екатеринбург, Пермь, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Уфу, Пермь, Саратов, Сургут, Казань. Также из Самары можно улететь за границу – во Франкфурт, Шарм-эль-Шейх, Баку, Прагу, Хуганду. Аэропорт местных воздушных линий "Смышляевка" находится на восточной окраине Самары в микрорайоне Аэропорт-2. Сейчас регулярные пассажирские авиарейсы не осуществляются. На восточной окраине Самары в Кировском районе есть экспериментально-испытательный аэродром авиационного завода Авиакор под названием "Безымянка". Отсюда осуществляются грузовые перевозки. Вблизи этого объекта расположен музей авиации и космонавтики Самарского аэрокосмического университета.
На юго-западной окраине города также имеется военный аэродром "Кряж".
Самарский речной порт – крупнейший транспортный узел в Среднем Поволжье. Транспортные связи имеются с Уралом, Сибирью, европейской части страны, Средней Азией. Порт также имеет выходы в зоны Волго-Камского и Волго-Донского бассейнов, Балтийского, Белого, Азовского, Черного, Каспийского и Средиземного морей. Во время периода навигации в городской черте курсируют речные суда. Основное направление пассажирской навигации – линия "Самара – Проран – Рождествено".
Общественный транспорт города представлен автобусами, маршрутными такси, трамваями, троллейбусами. Метрополитен был запущен в 1987 году и на настоящий момент насчитывает 10 станций. Общая протяженность линии метро составляет более 12 км.
В сентябре 2011 года в рамках открытия после реконструкции второй очереди набережной Волги была открыта первая в городе велосипедная дорожка и первые муниципальные велопарковки. Администрация города заявила о планах связать велодорожками зеленые зоны и территории учебных заведений.