Украина объявила о закрытии для международного судоходства морских портов Евпатории, Керчи, Севастополя, Феодосии и Ялты. Как сообщается на сайте Укрморречинспекции,
Соответствующий приказ зарегистрирован в украинском Минюсте и вступит в силу после официальной публикации.
Еще в мае украинская сторона заявляла о подобной мере.
Теперь любое судно, которое зашло в указанные морские порты полуострова, рискует столкнуться с санкциями. Причем, Украина может наложить арест в любом порту мира на любое судно – не обязательно то, которое заходило в порты Крыма, но принадлежащего тому же владельцу, который нарушил закон Украины об оккупированных территориях.
Ведущие международные круизные компании еще в марте начали корректировать свои программы посещения Крымского полуострова – в связи с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН. Напомним, в резолюции по Украине от 27 марта 2014 года Генассамблея призвала государства, международные организации, в том числе и IMO, отвечающую за международное торговое судоходство, не признавать любое изменение статуса Крыма и Севастополя и воздерживаться от действий, которые могут интерпретироваться как признание любых изменений этого статуса.
Круизные компании Azamara, Oceania Cruises, Regent Seven Seas Cruises, Windstar Cruises и MSC Cruises также заменили Одессу, Ялту и Севастополь на порты Турции, Румынии, Грузии и Болгарии. Некоторые лайнеры увеличили программу по портам Греции.
Скорее всего, придется в очередной раз менять программу и лайнеру Adriana. Это пятипалубное круизное судно, зафрахтованное Black & Baltic Seas cruise company, дочерней компанией петербургского оператора "Экспо-тур", с прошлого лета осуществляет круизы по Черному морю. Круиз на борту Adriana, названный "Шесть курортных столиц Черного моря", должен был стать современным аналогом когда-то очень популярного советского маршрута – "Черноморской карусели". Прошлый сезон прошел удачно, а в начале апреля этого года, в соответствии с решением Генассамблеи ООН, организаторы были вынуждены исключить из программы Одессу, заменив ее на Стамбул. В таком виде маршрут Сочи – Новороссийск – Севастополь – Стамбул – Ялта – Сочи выглядел даже еще более заманчиво. Однако к началу навигации из программы пришлось убрать и Севастополь. Теперь, судя по всему, настала очередь Ялты или, возможно, Стамбула.
– Для нас официальное закрытие крымских портов стало неприятной новостью. В такой ситуации владельцы судна вынуждены будут принимать кардинальное решение. Сезон очень сложный. Хотя, несмотря на все сокращения и изменения маршрута, на спрос жаловаться не приходится. Он – не взрывной, но нормальный, ровный, вполне позволяющий и дальше выполнять программу. Но что будет после отмены Ялты, сказать трудно, – пояснил RATA-news генеральный директор компании "Экспо-тур" Игорь Рюриков.
Закрытие крымских портов для круизных судов – серьезный удар по туризму полуострова. По данным Министерства курортов и туризма Крыма, на долю Украины приходилась примерно половина общего количества судозаходов круизных судов в Черном море, а доля Крыма – почти 70%. В 2013 году круизные суда заходили в порты Крыма 187 раз. Чаще всего они посещали Ялту – туда зашли 109 лайнеров, на борту которых находилось около 80 тыс. человек. Севастополь принял 58 лайнеров и 23,5 тыс. пассажиров, Феодосия – 18 лайнеров и 3,5 тыс. пассажиров. В начале этого года было заявлено, что одна только Ялта примет более 200 лайнеров.
Помимо океанских лайнеров порты принимали также суда класса "река-море". Например, только в Севастополь в прошлом году зашло 577 таких кораблей.
В нынешней ситуации вряд ли можно рассчитывать на тот оптимистичный сценарий, который на недавнем международном форуме "Морской туризм" в Санкт-Петербурге озвучил заместитель руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Дмитрий Амунц. По его словам, иностранные круизные операторы, в том числе европейские, рассматривают возможность работы с Крымом этим летом, и есть вероятность, что число заходов круизных лайнеров в Крым сохранится на прошлогоднем уровне.
По материалам RATA-news.