Ежегодно в преддверии летнего сезона на туристическом рынке появляются недобросовестные фирмы, применяющие мошеннические схемы: исчезают с деньгами клиентов, так и не оказав им заявленных услуг. Только в ассоциацию "Турпомощь" (объединение туроператоров в сфере выездного туризма) еженедельно поступают от 3 до 5 жалоб на подобные компании. Вернуть потраченные деньги можно через суд, но, чтобы не омрачить долгожданный отпуск и не испытывать нервы в судебных тяжбах, можно заблаговременно вычислить ненадежную туристическую компанию и не приобретать у нее путевку.
Ростуризм совместно с ассоциацией туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь" выработали 10 советов, которые помогут уберечься от мошенников и не омрачить заслуженный отдых:
1. Поинтересоваться репутацией турфирмы, в которой планируется приобретение путевки: почитать отзывы в Интернете, расспросить знакомых. Проверенные компании работают на рынке, как минимум, несколько лет, и в целом не вызывают нареканий у своих клиентов.
2. Сделать звонок в компанию: по телефонному разговору со специалистом можно понять, насколько надежна фирма. Если менеджер не владеет подробной информацией или отвечает уклончиво и размыто на вопросы о стоимости туров, их содержании, дороге, это должно насторожить. В добросовестных фирмах работают квалифицированные специалисты, которые могут предоставить исчерпывающие данные своим клиентам.
3. Изучить базовую терминологию, чтобы знать, на какую информацию обращать внимание в первую очередь. Туроператор - это компания, создающая турпродукт и обеспечивающая оказание услуг туристам. Турагент - фирма, которая продает турпродукт, сформированный туроператором.
4. Проверить наличие сведений о компании в едином федеральном реестре туроператоров. Если фирма не внесена в реестр, то она не имеет права оказывать туристические услуги, и, скорее всего, это фирма-однодневка. Нужно помнить, что именно туроператор несет ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации турпродукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от имени сторонней турфирмы, продающей турпродукты крупных операторов.
5. Проверить реестр турагентств.Как правило, туристы редко покупают путевки у оператора напрямую, а обращаются в турагентства. Согласно законодательству РФ, начиная с 2017 года турагенты в обязательном порядке должны будут вступать в реестр турагентств. На сайте ассоциации "Турпомощь" будет размещен список организаций, у которых есть договоры с туроператорами на право реализации туров. Но уже в этом году на базе объединения "Турпомощь" начал формироваться реестр турагентcтв, который доступен на сайте ведомства. Пока внесение данных в реестр носит добровольный характер. На сегодняшний день в него включены более 2 компаний, и формирование активно продолжается. Если турфирма фигурирует в этом списке, к ней можно без опасений обращаться за подбором и приобретением путевки.
6. Турагент может входить в состав агентской сети.Эту информацию лучше уточнить у специалиста компании. В этом случае работа фирмы правомерна, а сведения о ней также будут содержаться в реестре турагентств.
7. В офисе турагента или туроператора нужно обратить внимание на обстановку.По интерьеру можно судить, насколько хорошо идут дела у компании. Об этом также скажет качество полиграфии рекламных материалов и манера общения сотрудников с клиентами и друг с другом. Обязательно на видном месте у туроператора должно висеть свидетельство о внесении сведений в единый федеральный реестр с указанием реестрового номера. Если же этих документов в общественном доступе нет, то специалисты компании должны предоставить их по первому запросу. Если фирма так не поступает, это повод задуматься об ее "чистоте".
8. Обращать внимание на цены.Слишком низкая стоимость путевки должна насторожить. Если компания необоснованно занижает цены, то возможно, она и не собирается отправлять туриста на отдых. Или же она намеренно применяет демпинг, негативно влияющий и на рынок, и на покупателя путевки (возможно, пока туристы будут в пути на отдых, туроператор решит остановить свою деятельность). Отследить динамику цен на туры можно с помощью проекта "Турбарометр", в рамках которого еженедельно будут публиковаться данные о средней стоимости туров на все массовые направления. Существенное занижение цены по сравнению со средней по рынку - весомый повод задуматься о надежности фирмы.
При этом нужно помнить, что нормальной практикой являются специальные предложения и "горящие путевки": такие акции пользуются большим спросом у туристов, но они всегда краткосрочны, и туроператоры информируют своих клиентов о них в отдельном порядке.
9. Внимательно читать договор на оказание туристских услуг.В порядочных компаниях все, что было обещано на словах, подтверждается документально. Недобросовестные компании зачастую применяют туманные формулировки, которые можно трактовать двояко.
10. Быть осторожными с розыгрышами и лотереями.Еще одна уловка турфирм, на которую чаще всего попадаются неопытные путешественники: к примеру, всевозможные розыгрыши и лотереи в торговых центрах и на улицах городов. Как правило, сотрудники турфирмы сообщают доверчивому покупателю, что он выиграл двухнедельное путешествие на двоих с проживанием в дорогом отеле. Чтобы отправиться в тур необходимо лишь оплатить стоимость дороги, которая часто оказывается выше среднерыночной стоимости всего тура, а пятизвездочный отель по факту может оказаться далеко от пляжа и центра всех развлечений и совсем не соответствовать заявленной категории звездности. Лучший способ не попасться на крючок - сразу отказывать в общении представителю такой компании.
Будьте внимательны, не стесняйтесь задавать вопросы о деятельности фирмы и запрашивать все разрешительные документы, тогда ничто не сможет омрачить ваш долгожданный отпуск. Отличного отдыха и массы приятных воспоминаний!